Рыбалка всегда притягивала к себе людей творческого склада. В славную плеяду рыболовов входили многие известные писатели и поэты. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Антон Павлович Чехов
Среди русских классиков главным рыболовом можно заслуженно считать Чехова. Многочасовое кормление комаров в подмосковном имении Мелихово или на Истре с удочкой в руках непосредственно повлияло на тот факт, что в произведениях Чехова появились такие названия, как «Налим», «Злоумышленник», «Дочь Альбиона», «Рыбье дело», «На мельнице», «На реке».
В трактате «Рыбье дело» автор буквально снабдил будущие поколения руководством по рыбной ловле в свойственной ему ироничной манере: «Рыбу ловят в океанах, морях, озерах, реках, прудах, а под Москвой также в лужицах и канавах». Сестра писателя вспоминала позже, что «...в процессе ловли рыбы он не только получал истинное удовольствие, но пребывание на реке, озере, пруду позволяло ему в более спокойной, тихой обстановке обдумывать будущие произведения, думать о жизни. Не зря он, частенько повторял: «Я думаю, что многие лучшие произведения русской литературы задуманы за рыбной ловлей».
«В моей бедной душе до сих пор нет ничего, кроме воспоминаний об удочках, ершах, вершах... Не отвык еще от лета настолько, что просыпаюсь утром и задаю себе вопрос: поймалось ли что-нибудь или нет?» В сентябре 1886 года, только что, вернувшись с дачи, он уже мечтал о будущих рыбалках: «Еще 6–7 месяцев – и весна! Пора приготовлять крючки и верши!»
В одном из писем поэту Алексею Николаевичу Плещееву Антон Павлович сокрушался: «Жаль, что вы не рыболов...» Ему было жалко тех людей, которым не доводилось встретить рассвет на берегу озера или реки. Сколько они потеряли! «Ведь время рассвета, когда происходит пробуждение всего живого в природе, – одно из самых замечательных чудес на свете! Сидишь в лодке или на берегу, и следишь, как постепенно светлеет небо на востоке, как этот розовый свет начинает разливаться по воде, отражающей и прибрежный лес, и причудливой формы облака, и светящуюся еще Луну. Вот в зарослях куги раздался мощный всплеск, и поплыли по поверхности воды круги. Вот вся вода покрывается ими, малыми и большими – плавится резвящаяся рыба. А вот из зарослей рогоза выплывает стайка шустрых утят. Они играют, перегоняя друг друга, и даже не обращают на рыбака никакого внимания. Вот подлетает камышовка и, усевшись на свесившуюся над водой ветку ивы, с терпеливым любопытством заглядывает тебе в глаза. Поднявшись с огромной сосны, красавец-ястреб чертит в воздухе широкие круги, забираясь все выше и выше... Совсем близко от лодки на поверхности возникли цепочки пузырьков – подошел лещ. Сейчас начнется клев... И такая радость входит в душу, заполняя ее до краев! Эти мгновения остаются потом на всю жизнь...».
Интересное свидетельство о Чехове оставил писатель-этнограф Владимир Алексеевич Гиляровский. «…Чехов был заядлый удильщик, — утверждал он. — Приметит где-нибудь пруд или лужу — готов сразу туда кинуться с крючками и лесками. Но только Чехов был рыбак исключительный, не чета нынешним — зря удилищем не махал, мелюзгу не вытаскивал и лишнего не лавливал».
Чехов никогда не обижался, если его упрекали за литературные ошибки, но очень сердился, когда кто-то не верил в его рыболовные способности.
Вспомним его слова: «Ловить рыбу удочкой так приятно, что и выразить не могу».
Сергей Аксаков
Еще в детстве самозабвенным любителем уженья стал Сергей Аксаков, и эту страсть он пронес через всю свою жизнь. Маленький Сережа днями готов был пропадать на старице Бугуруслан, протекавшей по саду, сразу же за домом. Знал «золотые местечки» на реке, которые ему показал крепостной дядька Евсеич, щучьи места в траве на пруду, где они с мельником ставили жерлицы, а потом их проверяли. Первой мыслью, как только Сережа просыпался, была мысль об уженье! Скоро он уже бежал с удочкой на реку. Терпеливо следил за камышовым поплавком, забывая обо всем на свете. Сколько было дома рассказов о пойманных и сорвавшихся с крючка рыбах, какие из них как клюют и в какое время, в каких местах лучше, на какую наживку он поймал язя. Мать, не любившая уженье, слушала равнодушно, видя в этом азартном занятии опасность для здоровья сына, отец же вполне понимал начинающего рыбака.
Сережа завел две тетради из толстой синей бумаги, где детским слогом описывал тех рыбок, с которыми познакомился на рыбной ловле. В этих детских описаниях как бы уже готовился будущий автор «Записок об уженье рыбы», которые Акса¬ков опубликует в 1847 году, и они быстро завоюют признание и читателей, и критиков.
Годы не убили страсть Аксакова к ры¬балке. Даже уже, будучи старым и тяжело больным человеком, Сергей Тимофеевич летом каждый день в любую погоду часами просиживал на берегу Бори в Абрам¬цеве с удочкой в руке.
Александр Островский
Александр Островский был безраздельно предан рыбалке. Отправляясь из Москвы в какое-либо путешествие, он на всякий случай прихватывал с собой удочки.
Постигнув премудрости рыбалки, Александр Николаевич не приходил домой без рыбы. По повадкам или каким-либо иным признакам Островский иногда давал рыбам прозвища. Например, ершей он называл «комиссарами».
Природные условия щелыковского имения были идеальны для рыбной ловли. Мера и Куекша изобиловали голавлём, жерехом, лещом, налимом, судаком, щукой, язём.
У Островского имелись самые разнообразные удочки, блесны в виде оловянных рыбок, отечественные и заграничные. Это былая целая коллекция, и её запас пополнялся ежегодно.
Его друзья говорили, «что уженье было для него и удовольствием и искусством». Александр Николаевич ловил и с берега, и с лодки. Часто ходил с удочками и на луговой пруд. Рыбы в пруду было так много, что Островский ловил её, в случае необходимости, сачком. Бывали случаи, когда он, уйдя на речку чуть свет, не приходил и завтракать.
Драматург любил ловить рыбу в компании с друзьями. Когда собиралось много гостей, устраивалась рыбная ловля сетью на реке Мера. Мера – река широкая, глубокая, течёт она в местах, которыми особенно восхищался Островский, сравнивая ее с лучшими пейзажами Италии и Швейцарии.
Эрнест Хемингуэй
Ты родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы стать рыбой. «Старик и море».
К рыбалке прославленного писателя с детства приучил его отец. В 3 года он вручил сыну вовсе не ручку и блокнот для будущих шедевров, а удочку. Подарок и последовавшая сразу за ним первая рыбалка вылилась в любовь на всю жизнь. С детства классик современной литературы знал наизусть названия рыб, животных и растений.
В основу его романа «Старик и море» лег случай, который произошел с ним именно на рыбалке. Случилось это вблизи крепости Морроон, где на удочку Нобелевскому лауреату попался 300 килограммовая рыба парусник. Хемингуэй вываживал этого гиганта на протяжении 1,5 часов, причем рыба оттащила его лодку почти на 12 км от берега.
Писателю принадлежит известная фраза: «Человек, стоящий за спиной, когда вы рыбачите, так же неприемлем, как человек, смотрящий вам через плечо, пока вы пишите письмо вашей девушке».
Михаил Шолохов
Известный советский писатель Михаил Шолохов — еще один заядлый рыболов-писатель. Всем прочим развлечениям автор «Тихого Дона» предпочитал охоту и рыбалку, для чего регулярно ездил на Дон и Хопер.
Удочки нобелевский лауреат любил самодельные, березовые, а компании теплые и дружеские — Шолохов не любил рыбачить один, поэтому на это хобби была подсажена вся семья писателя — жена и дети, многочисленные друзья.
Оптимист по жизни и рыболов с золотыми руками, уезжая на несколько дней на Хопер, откуда в дождь не выбраться, любил говорить: «С голоду не умрем — хлеб, сало, пшено и картофель у нас есть. И рыбы в Хопре хватает, как-нибудь поймаем».
Сергей Есенин.
Великий русский поэт рыбачил с большим азартом. Ловля рыбы, жизнь в шалашах с пастухами, лицезрение бескрайних рязанских просторов и бесконечного неба над головой — все это наполняло душу поэта отрадными, жизнелюбивыми чувствами. Его излюбленным местом ловли была знаменитая река Ока.
Константин Паустовский
Известный советский писатель страстно увлекался рыбной ловлей. Он не просто любил рыбачить - он умел это делать. Часто рассказывал, как жил вместе с Юрием Смоличем на берегу Днепра и удил на хуторе Плюты в сорока километрах от Киева.
Настоящим шедевром считаются три небольших рассказа, объединенных под общим названием «Памяти Аксакова. Рыболовные заметки». Есть там штрихи, посвященные и ужению по-одесски в бескрайнем и прекрасном Черном море. «Если кто-нибудь скажет мне, что мои книги ему не нравятся, я не обижусь. Одному нравится одно, другому совсем иное - тут ничего не поделаешь. Но если какой-нибудь задира скажет, что я не умею ловить рыбу, я долго ему этого не прощу», - уверял Паустовский.
Фазиль Искандер
Выдающийся писатель Абхазии очень любил рыбалку. Его излюбленным местом ловли была пристань в Сухуми, именно о нем писатель вспоминает, описывая свою встречу с Булатом Окуджавой. По словам Искандера: «Охота и рыбалка – это поиски удачи в параллельных мирах».
Григорий Горин
Писатель-сатирик Григорий Горин тоже был страстным любителем рыбной ловли. Вместе с товарищами писателем Аркадием Аркановым и актером Александром Ширвиндтом, они приобрели на Валдае избу, чтобы специально приезжать туда порыбачить и отдохнуть душой от шумной столицы.
Писатель стал одним из основателей фестиваля актеров-рыболовов, который впоследствии стал носить его имя. Ежегодный слет происходит на озере Сенеж.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев