Утром все семейство отправилось в храм поблагодарить Господа за Его благодеяние и рассказать приходскому священнику о чудесном исцелении старца. Исцеленный старик, взяв святую икону, с сыном и невесткой пошёл в церковь в село Артюховку, где и рассказал всё священнику. Священник, знавший, что старик давно безнадёжно болен, очень удивился, увидев его совершенно здоровым. С благоговением выслушав рассказ, он поставил в церкви икону, а старика с домашними отпустил домой, советуя им помнить о благодати Божией. Но к удивлению исцеленного старца и его семьи, на следующее утро икона оказалась на прежнем месте в их избе. Священник также был удивлен, не найдя икону в церкви. Когда стало известно, что икона в избе сторожа, священник с крестным ходом и молебным пением перенес её в церковь. Но Царице Небесной было угодно, чтобы Её святая икона стояла в избе сторожа: на другое утро икону опять нашли на прежнем месте. Протоиерей соборной церкви города Змиева, узнав о чудесах новоявленной иконы, перенес её с крестным ходом и молебным пением в свою церковь, но Царице Небесной и тут неугодно было оставить свою икону: на следующий день икону опять нашли в избе сторожа, откуда уже более её не уносили. Много народа стало приходить в избу сторожа на поклонение святой иконе.
Неизвестно, сколько лет икона находилась в избе сторожа. Царице Небесной было угодно воздвигнуть храм на месте избы. Во время Полтавской битвы сотник Василий Высочин отличился пред императором Петром I — со своею сотнею отбил шведскую пушку и доставил её государю, за что государь наградил его чином воеводы и пожаловал лесной участок и пахатную землю в Харьковской губернии, по обеим берегам реки Мжи, ту самую землю, где в избе сторожа стояла чудотворная икона Богоматери.
Василий Высочин, прибыв в пожалованное имение и узнав о чудотворной иконе, очень обрадовался. Он начал вокруг избы сторожа расчищать место для села; затем предложил желающим поселиться тут и для себя построил дом, по его фамилии новое село стало называться Высочиновка, а икона, стоявшая ещё в избе, обращенной в часовню, получила в народе название Высочиновской чудотворной иконы Богоматери и сделалась предметом благоговения всей окрестности.
В 1795 году 22-го декабря протоиерей города Чугуева Пётр Столяревский освятил новую церковь, и перенесли в неё чудотворную икону, причём заметили, что из очей Богоматери стали истекать капли влаги, как бы слезы, что продолжалось три дня. Эти капли собирали чистым полотенцем, а от истечении влаги под правым глазом Богородицы на иконе осыпалась краска и образовалась впадина. Полотенце, которым отирали влагу, всегда хранилось при чудотворной иконе и существовал обычай во время чтения Евангелия класть его на головы молящихся под Евангелие. Это полотенце существовало до 1830 года, а в этом году священник Высочиновской церкви отдал купцу Семёну Калашникову, получившему исцеление от чудотворной иконы Богоматери и пожелавшему получить от Неё в благословение это полотенце. После смерти Калашникова спрашивали у его дочерей о судьбе этого полотенца, но они ничего не могли о нем сказать.
Много чудес совершалось от этой святой иконы. Особенно замечательные из них следующие.
Григорий Иванович Ковалевский, коллежский асессор, сын храмоздателя Высочиновской церкви, в 1830 году с женою Анною Александровною и её сестрою девицею Анастасиею Александровною Зеленецкою прибыл в село Высочиновку поклониться чудотворной иконе Богоматери и навестить родного брата Григория Ивановича — Феодора Ивановича Ковалевского. Иван Иванович Ковалевский, отец их, умирая, завещал своим детям хотя один раз в год приезжать на родину, на поклонение иконе Богоматери. «Дети мои, — говорил он в своём завещании, — не оставляйте дома Пречистой, молитесь Ей, уповайте на Ее милость, и если не можете часто, то хоть однажды в год уделяйте собственно для Нее несколько дней, чтобы поклониться Ее святому образу, и Она будет спасать вас от великих несчастий». Послушные дети до старости исполняли это завещание отца, каждый год приезжали в Высочиновку помолиться пред иконою Богоматери.
Так было и теперь: Григорий Иванович с женою и свояченицею, прогостив несколько дней у брата и помолившись пред иконою Богоматери, 20-го февраля отправился в город Изюм навестить своих родных сестёр. В этот год зима была постоянная, а потому, несмотря на близость весны, зимний путь не представлял, казалось, никакой опасности. Между тем, уезжая из Высочиновки и проезжая мимо церкви, жена Григория Ивановича, Анна Александровна, вдруг почувствовала страшную тоску. Заплакав, она сказала мужу и сестре, что ей кажется, что они идут на явную смерть, и более она не увидит этого святого храма. Сестра её, девушка очень веселая, посмеялась над нею, сказав, что она напрасно себя расстраивает, потому что через несколько дней они опять вернутся в Высочиновку и будут молиться в этом храме. Благочестивый Григорий Иванович, видя, что жена не на шутку встревожена, сказал ей, что они исполнили свой долг — помолились пред чудотворною иконою и им нечего пугаться предчувствий, а нужно верить, что, если случится дорогою какое несчастие, Царица Небесная не оставит их.
Они подъехали к реке Северному Донцу, отличающемуся глубиною и быстротою течения, почему он зимою не скоро замерзает; лёд на глубоких местах бывает опасен. В эти дни морозы были сильные и путешественники спокойно поехали через лёд, даже не встав из экипажа. Въехали на середину реки; вдруг карета остановилась, лёд под нею обломился и она стала погружаться в воду, увлекая шестерик лошадей. Люди начали звать на помощь крестьян; а сидевшие в карете с ужасом увидели, что вода быстро прибывает, спасения и выхода из кареты нет, потому что дверцы отворить не допускал лёд, а в окна невозможно было вылезти. Находясь в таком отчаянном положении, сидевшие в карете все в один голос воскликнули: «Высочиновская Божия Матерь, спаси нас, погибаем, спаси нас!»
Едва они произнесли это, экипаж вдруг остановился, как бы опершись дном на твердую преграду. Прибежавшие крестьяне, обрубив лёд, открыли дверцы кареты, вывели сидевших, отпрягли лошадей, успели вынуть и вещи путешественников, и когда они уже были в безопасности на берегу, карета опять начала погружаться и быстро исчезла подо льдом. Обогревшись и высохнув в крестьянских избах, возвратились они к вечеру в Высочиновку и, несмотря на то, что долго были в холодной воде, никто из них не простудился. Через несколько дней в Высочиновку привезли их размокшую карету. С радостными слезами все пали пред иконою Богоматери. Григорий Иванович в благодарность за спасение пожертвовал к иконе Богоматери ценную сребропозолоченную лампаду и до конца жизни помнил о чудесном спасены своём.
В 7 верстах от Высочиновки находилось село Константиновка с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Священник при этой церкви был Иоанн Червонецкий; он был человек благочестивый, но небогатый, и, хотя семья у него была большая, он никогда не роптал, терпеливо неся свой жизненный крест. В конце 1858 года его постигло новое несчастие: у него заболели глаза. Болезнь все увеличивалась и никакие лекарства не помогали. Наконец он отправился в Харьков к профессору, доктору Нарановичу, который, осмотрев глаза, нашёл их окружёнными кровавыми наростами, начал прижигать их ляписом, употреблял разные примочки, но помощи не было. Решено было составить консилиум из докторов и сделать операцию, довольно сложную и небезопасную.
Накануне консилиума священник от сильной боли и дум об операции всю ночь не спал: тяжкие мысли волновали его и повергали в отчаяние. Ходя ночью по комнате, он стонал, наконец пав пред иконою Богоматери, начал усердно молить Её избавить его от страданий. Молитва немного успокоила его, он прилёг и забылся. Вдруг видит пред собою величественную необыкновенной красоты Деву, окружённую ангелами и сиявшую неземным светом. Взглянув на него милостиво, Она сказала: «Вот Я пришла к тебе из Высочиновки, что недалеко от тебя. Шедши к тебе облегчить твои страдания, Я посетила твой дом и застала все твоё семейство на молитве со слезами. Не скорби и не отчаивайся, ты получишь исцеление». Затем села подле него, и, протянув руку, коснулась его правой щеки, отчего он почувствовал сильную боль, проснулся, и хотя пред ним никого не было, он чувствовал, что к нему приходила Царица Небесная, потому что его сердце сильно билось и трепетало, а все существо как бы обновилось. Боль прекратилась, приятная прохлада заменила сильный жар, и он спокойно стал ждать прихода врачей. Первый пришёл доктор Наранович и, осмотрев глаза, очень удивился их перемене: кровавых наростов вокруг глаз не было, глаза были чисты и ясны, только кровавые полосы виднелись на веках глазных. Священник рассказал свое видение докторам; но они это видение отнесли к нервному расстройству и горячечному бреду, почему и не обратили на него внимания, однако решили, что операцию не нужно делать.
Через несколько времени он вернулся к семье совершенно здоровый и со всей семьей поспешил в Высочиновку, где служил молебен пред святою иконою Богоматери и усердно благодарил Её за полученное исцеление. Царице Небесной угодно было ещё раз испытать веру и терпение священника: через год после выздоровления, простудившись зимою, опять почувствовал сильную боль в глазах, кроме этого один глаз закрылся туманом, и другой глаз стал заволакиваться туманом. Боясь ослепнуть, священник опять решил ехать в Харьков в больницу. Накануне отъезда он в доме отслужил молебен Божией Матери с водосвятием и всю ночь не спал, скорбя, что, ослепнув, он не в состоянии будет служить у престола Божия и не будет иметь средств к пропитанию семьи. С нетерпением ждал он рассвета, чтобы ехать в больницу и узнать приговор врачей насчет своей болезни, К утру он задремал и видит опять пред собою Ту же прекрасную Деву, Которая являлась ему в больнице. Подойдя к нему, Она кротко сказала: «Ты опять болен, скорбишь и сокрушаешься в болезни, горюешь о семействе, которое приходится тебе оставлять; жалеешь о службе Божией в наступающий святой пост? Утешься и не скорби: Я к тебе пришла опять облегчить твои страдания. Помнишь ли ты Мое посещение тебя в лечебнице? Не забывай, молись, и уповай — упование не посрамит!» Сказав это, Она приложила Свои святые руки к его глазам, причём он почувствовал, что будто с них спало что-то тяжёлое: ему стало легко и светло, он проснулся, открыл глаза и к своему удивлению и радости увидел все предметы ясно и чисто: тумана в глазах не было и не нужно уже было ехать в больницу.
Нет комментариев