Гремели бои Великой Отечественной… Нелегкой военной жизнью жила далекая от фронтов сибирская деревня.
Это были трудные годы и для тех, кто сражался на фронте, и для тех, кто работал в тылу.
Во время войны я работал директором Берешской восьмилетней школы. В те годы это была довольно большая школа. В ней обучалось более 360 учеников и работало 19 учителей – огромная сила на селе. Учитывая, что многие коммунисты и комсомольцы села ушли на фронт, учительский коллектив школы взял на себя заботу о проведении идеологической работы в колхозе. Среди учителей были утверждены лекторы, которые выступали с лекциями и докладами на колхозных и бригадных собраниях, подобраны агитаторы для проведения бесед и политинформации в бригадах и на фермах. Летом вся идеологическая работа с колхозниками велась в поле, в тракторных отрядах.
Вся учебно-воспитательная работа в школе была подчинена военной тематике. Педколлектив настойчиво и последовательно проводил патриотическую работу с учащимися, поэтому дети горячо и активно отзывались на все проводимые мероприятия. Активную мобилизующую роль играла школьная стенная газета «По заветам Ильича». Она выходила два раза в месяц. Главное направление материалов газеты – «Живи и учись по Ильичу», «Что ты сделал за неделю для фронта». В школе активно действовал календарь «Что ты сделал сегодня для фронта?». В нем ежедневно отражались успехи учебы, сбор теплых вещей для фронта, отправленные на фронт посылки, письма, кто сдал в фонд армии шерсть и шкуры домашних животных, сбор металлолома, макулатуры, кто кому оказал какую помощь, кто работал на ферме.
Учителя Берешенской школы.
Война прибавила забот. И одной из них стала забота об отоплении школы. До войны все решалось просто. В колхозе «КИМ» села Береш было достаточно лошадей, несколько подвод правление с осени выделяло в распоряжение школы. А в начале войны село проводило на фронт всех мужчин призывного возраста. С ними были отправлены в армию 200 лучших колхозных лошадей. Весь транспорт в селе состоял из быков да несколько измученных лошадей. Ясно, что в такой обстановке требовать особого внимания к себе мы не имели права. А зима 1941 года была как назло лютая, с трескучими морозами, метелями. Многие ученики пропускали уроки, потому что никакая теплая одежда не могла согреть в холодных стенах школы. Надо было как-то решать этот вопрос.
Михаил Иванович Печёнов. В 1945 году после ранения работал в школе села Береш.
Выход мы, конечно, нашли. Весной учителя вышли на заготовку черемши. Несколько выходных мы провели в лесу, зато на вырученные за черемшу деньги смогли купить три коня со сбруей и упряжью. Летом сами заготовили для лошадей сено. Итак, на все последующие зимы вопрос с подвозкой дров к школе и квартирам учителей был решен.
В то время приходилось решать много разных, несвязанных с учебным процессом, вопросов. Их ставила сама жизнь. Так на одном из педсоветов мы решили организовать в школе горячие завтраки. Но как? Где взять продукты? Решили обратиться за помощью в правление колхоза. Там нас выслушали, и весной 1942 года колхоз выделил школе восемь гектаров хорошей земли недалеко от школы. На поле мы посеяли пшеницу, овес, рыжик, просо, посади полтора гектара картофеля. За лето вырос хороший урожай. Он был убран, и школа в начале учебного года организовала горячие завтраки.
Поскольку колхоз во всем поддерживал школу, мы тоже хотели хоть чем-нибудь помочь ему. В то время в селе не было детских яслей, и многие матери брали детей с собой на работу или оставляли одних дома. На одном из педсоветов наш географ Клавдия Александровна Русакова изъявила желание на общественных началах работать заведующей яслей. В правлении колхоза к этому отнеслись с большим одобрением. Колхоз выделил помещение, подобрал обслуживающий персонал и к началу полевых работ ясли были открыты. Несколько учителей согласились помогать няням и воспитателям на общественных началах. Все годы войны учителя работали и жили одними заботами с односельчанами.
Март 1939 год. Группа учителей Шарыповской средней школы. Крайняя слева Мария Тихоновна Яковлева, справа - Клавдия Александровна Русакова. Фото А. Комиссаренко
В те военные годы в колхозе «КИМ» хорошо работала редколлегия стенной газеты «За высокий урожай». Газета выходила каждую неделю по воскресеньям в нескольких экземплярах. Ее выпускали красочной, острой, с карикатурами на совершивших какой-либо проступок. Кто попадал под критику газеты, был объектом резкого осуждения в коллективах. Помнится, как-то раз поступила в редакцию заметка на одного пьяницу. Он узнал об этом, пришел к редактору газеты и со слезами на глазах просил не писать про него, обещал исправиться. Молва о газете дошла до «Красноярского рабочего», и он в одном из номеров напечатал статью и поместил снимок редколлегии газеты «За высокий урожай».
В выпуске стенной газеты принимали активное участие Клавдия Александровна Русакова, Евдокия Михайловна Деменева, Ольга Митрофановна Овсянникова, Варвара Федоровна Баркова, Клавдия Матвеевна Ворошилова, Клавдия Васильевна Сушкова, Максим Федорович Сушков (художник) и другие.
Учителя Шарыповской средней школы . Примерно 1940-1942 год. Геннадий Белозеров во втором ряду третий слева. Клавдия Русакова в нижнем ряду крайняя слева.
В годы войны взрослые и дети не знали устали, своим бескорыстным трудом они помогали Советской Армии бить фашистскую нечисть. И мы победили. Вот уже 35 лет наш народ живет и работает в мирных условиях, мы должны сделать все возможное, чтобы война никогда не повторилась.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев