ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА
В сегодняшней лекции я намерен преподнести вам
несколько наиболее важных общих советов по гигиене
умственного труда.
Я изложу эти советы в виде лозунгов-рецептов. Это, конечно, не вполне педагогически правильно, но к этому вынуждает нас тот минимум места, который мы можем уделить вопросам гигиены умственного труда.
Будем надеяться, что и те краткие советы, которые мы вам
сейчас изложим, принесут свою пользу.
Перейдем к ним:
I. С м е н я й а к к у р а т н о и п р а в и л ь н о т р у д о т д ы х о м.
Помни, что только во время отдыха из твоего организма удаляются те вредные вещества распада тканей (углекислота, мочевина, молочная кислота), которые образуются в организме во время работы вообще и умственного труда в частности.
II. Н е п е р е у т о м л я й с е б я.
Помни, что благодаря переутомлению умственным трудом в твоем организме образуются ряд токсинов, которые вызывают физическое бессилие, раздражительность, неудовлетворенность, апатию, неумение
сосредоточиться и т.д.
III. О т д ы х а й р а з у м н о.
Под отдыхом вовсе не следует понимать сплошное «валяние» в кровати или бесцельное шатание по улице — и то, и другое иногда больше утомляет, чем самая интенсивная работа. Важнейшим видом отдыха следует считать правильно организованный сон. Спи не меньше, но и не больше 8 часов. Ложись и вставай в строго определенные часы. Прекращай всякую работу за полчаса до сна.
Помни, время отдыха должно быть настолько же строго распределено и организовано, как и умственная работа, иначе отдых не выполнит своих задач, а утомит и измучит.
IV. О т д ы х а й ч а щ е и в с т р о г о о п р е д е л е н н ы е д н и.
Частый кратковременный отдых полезнее и способствует подсознательному закреплению воспринятого материала.
Лучше отдыхать каждую неделю один день, чем раз в месяц четыре дня. Полезнее отдыхать еженедельно, положим, в четверг, чем в эту неделю — в четверг, а в следующую — в субботу.
V. Установи среди рабочего дня час полно г о о т д ы х а.
Не жалей этого часа — он вознаградится полностью. Лучше всего, если это будет час сна сейчас же после обеда, когда масса крови устремляется к брюшным органам, и мозг,до известной степени, обескровливается и, следовательно, хуже воспринимает информацию и скорее утомляется.
VI. Р а с п р е д е л я й п р а в и л ь н о с в о и у м с т в е н н ы е
з а н я т и я и ф и з и ч е с к и й т р у д.
Помни, что физическая усталость способствует умственному переутомлению, а потому приступай к занятиям, только хорошо отдохнув от физического труда, и не занимайся слишком долго физкультурой непосредственно перед занятиями и сейчас же после них.
VII. Р а б о т а й с и с т е м а т и ч е с к и к а ж д ы й д е н ь
п о н е с к о л ь к у ч а с о в, а н е з а л п о м, в о д и н п р и с е с т. Помни, что если ты чрезмерно потрудишься, тебе потребуется и чрезмерный отдых, и ты, следовательно, от излишнего усердия ничего не выиграешь.
VIII. В т я г и в а й с я в з а н я т и я п о с т е п е н н о
Но, втянувшись, не отвлекайся на второстепенные задачи, сосредоточь
все свое внимание на предмет изучения.
IX. Не ускоряй и не замедляй привычно г о т е м п а с в о е й р а б о т ы. Лучше в начале занятия не спешить, чтобы к концу, утомившись, задерживаться на мелочах.
X. Н е д е л а й с л и ш к о м ч а с т ы х п е р е р ы в о в в с в о е й у м с т в е н н о й р а б о т е.
Помни, что после каждого перерыва тебе приходится потратить несколько минут для того, чтобы снова сосредоточиться и войти в курс дела. Помни также, что наибольшая продуктивность в работе появляется, обыкновенно, лишь спустя час и больше после начала занятий 1
.1 Исследования говорят, что к концу второго часа производитель- ность труда снижается на 11%.
XI. Не поддавайся преждевременному утом -л е н и ю.
Это скорее проявление слабой воли или просто лени, чем действительное утомление. Когда, после первого получаса занятий, тебя вдруг охватывает дрема, поднимись со стула, пройдись по комнате, проделай у открытого окна или форточки в течение нескольких минут легкую гимнастику и, освежившись, работай дальше. Не злоупотребляй крепким чаем
или кофе для возбуждения. Они только на время возбуждают и тонизируют, но зато очень быстро наступает реакция полного утомления и расслабления.
XII. С о к р а т и д о м и н и м у м а в с е о т в л е к а ю щ и е
и р а с с л а б л я ю щ и е т в о е в н и м а н и е м о м е н т ы.
Для этого:
1. Приготовь до начала занятий все необходимые тебе принадлежности и пособия и расположи их так, чтобы доставать их
с наименьшей тратой энергии.
2. Прекрати всякие разговоры с людьми, которые не принимают участия в твоей работе.
3. Если у тебя зрительный тип памяти, то движение по комнате, излишние жесты, громкие выкрики рассеивают твое внимание и утомляют.
XIII. П о м н и н а р о д н у ю п о с л о в и ц у: «У т р о в е ч е -
р а м у д р е н е е ». По существу, эта пословица в высшей степени правильна — именно во время нашего сна происходит выделение из организма тех вредных веществ, которые вызывают
утомление; после сна наш мозг более восприимчив к усвоению
информации, а потому все серьезные и трудные занятия перенеси на утренние часы.
XIV. Не занимайся слишком долго по одно -
м у п р е д м е т у. Это надоедает, а следовательно, и утомляет.
Вместо того, чтобы в течение целого дня изучать только одну
политэкономию, попробуй поработать над двумя какими-нибудь
предметами.
От того, что в занятия по политэкономии вклинятся занятия по истории партии, работа по политэкономии не пострадает,
нужно только следить за тем, чтобы между занятиями по политэкономии и занятиями по истории партии прошло некоторое
время, был дан небольшой перерыв.
XV. Установи раз и навсегда определен -
н у ю с в я з ь м е ж д у и з у ч а е м ы м и п р е д м е т а м и.
Если ты привык, например, после математики заниматься литературой — поступай так всегда. Это привычное сочетание предметов сохраняет много времени и поддерживает общий настрой
на занятия.
XVI. Н е з а г р у ж а й с в о е й п а м я т и б о л ь ш и м
количеством цифровых данных и фактическо -
23
г о м а т е р и а л а с п р а в о ч н о г о х а р а к т е р а. Помни,
что человеческая память не просто воскрешает раз виденное
или раз слышанное, а воспроизводит данное впечатление или
восприятие, связывая их с целым рядом других впечатлений
и других восприятий.
Цифры, фактический материал, справки должны четко записываться в карманной книжке, на стенных таблицах и на специальных карточках, чтобы их можно было в любой момент
использовать, но запоминать их не следует.
«Н а м н е н у ж н о з у б р е ж к и, — говорит Ленин, — н а м
н у ж н о т о л ь к о р а з в и т ь и у с о в е р ш е н с т в о в а т ь
память каждого обучающегося знанием основ -
н ы х ф а к т о в».
XVII. Б е р и с ь з а р а б о т у т о л ь к о т о г д а,
к о г д а т ы с а м в и д и ш ь е е ц е л ь и п о н и м а е ш ь е е
п о л ь з у. Помни, что только сознание цели и пользы может пробудить в тебе достаточно воли и желания, а желать — значит
наполовину достигнуть.
XVIII. Поддерживай в своей рабочей комнате температуру в 1 8 — 1 9 ° по Ц е л ь с и ю. Это наиболее здоровая температура для занятий умственным трудом. Понижение или повышение этой температуры вызывает неправильное кровообращение и, следовательно, отягчает твою работу.
XIX. П и т а й с я р а ц и о н а л ь н о и а к к у р а т н о.
Помни, что, занимаясь умственным трудом, ты тратишь много энергии, а это значит, что ты расходуешь большое количество белков и фосфористых солей. Чтобы вернуть организму эти вещества, тебе необходимо употреблять пищу, богатую
фосфором: мясо, рыбу, яйца, молоко, сыр.
Кроме белков, умственная работа требует усиленного жирового питания, но жир должен отличаться легкой усвояемостью. Таковым следует считать жир коровьего масла.
Мы знаем также, что в психической работе человека большую роль играет щитовидная железа, которая для своей деятельности нуждается в пище, содержащей достаточное количество йода. Поэтому старайся пополнять свою пищу щавелем,
копчеными сельдями и рыбьим жиром — в них высокое содержание йода.
Нервная деятельность человека требует также железа, а им
особенно богаты кровь, мясо и цветная капуста.
При усиленном занятии умственным трудом обыкновенно
вяло работает кишечник. Это происходит оттого, что в процессе
24
умственного труда ты производишь мало физических движений. Чтобы не усилить еще больше вялость желудка, надо избегать пищи, которая вызывает запоры, например: макароны, рис,
крупа.
Для правильной деятельности кишечника во время умственного труда очень полезно чаще питаться овощами и фруктами.
Первые содержат много полезных солей, вторые — много полезных кислот.
Мало, однако, иметь подходящую пищу, надо ее еще рационально и аккуратно принимать. Здесь следует соблюдать следующие правила: 1) принимать пищу ежедневно в определенные
часы, 2) не доводить себя до состояния голода и не пресыщать
себя обилием пищи, 3) не начинать занятия натощак, 4) не заниматься напряженным умственным трудом непосредственно
перед или после обеда или плотного завтрака, 5) пищу принимать медленно, хорошо ее разжевывать, 6) четверть часа перед
обедом прогуливаться на свежем воздухе.
XX. Б е р е г и с в о е з р е н и е. Старайся чаще всего
и больше всего использовать естественный, а не искусственный
свет — естественный свет повышает производительность труда1
.
Товарищи! Я кончаю свою краткую лекцию, посвященную гигиене умственного труда. Во время лекции я замечал
недоверчивые улыбки на многих устах.
— Нужно ли это? — спрашивали одни из этих улыбок.
— Возможно ли это? — подхватывали другие.
Нужно ли? Во что бы то ни стало! Без соблюдения указанных норм нет правильного, рационального, здорового умственного труда; есть только случаи переутомления и даже примеры
обострения или развития психических заболеваний на фоне этого переутомления, которые мы наблюдаем у некоторых советских работников и студентов в нашей пролетарской семье.
Надо запомнить раз и навсегда, что мы к умственному труду
пришли от станка и плуга, что мы к нему наследственно не подготавливались, как это делала столетиями буржуазная молодежь,
тем бдительнее мы должны охранять свой мозг от переутомления, тем тверже выполнять требования гигиены умственного труда.
Возможно ли это? Конечно, не на все 100 %, но я глубоко уверен в том, что большинству из нас легко установить такой режим,
1 Подробно о пользовании органами зрения см. в лекции «Память, как ею пользоваться».
25
который дал бы возможность выполнить требования гигиены
умственного труда на 80—90 %.
Помните — кто умеет отдыхать, тот умеет работать, тот умеет
управлять собою и другими.
ВОПРОСЫ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ЛИТЕРАТУРА
КО 2-й ЛЕКЦИИ
I. В о п р о с ы
1. Что мы понимаем под отдыхом?
2. Почему сон считается лучшим отдыхом?
3. Как вы думаете, является ли игра в шахматы и шашки отдыхом
после целого дня занятий умственным трудом?
4. Полезно ли перед сном работать над какими-нибудь трудным
предметом?
5. Выгодно ли работать несколько дней в неделю по 18—20 часов
подряд?
6. Какое значение имеют систематические занятия?
7. Что такое преждевременное утомление?
8. Как сократить до минимума отвлекающие тебя от работы моменты?
9. Что подразумевается под «основными фактами», которыми товарищ Ленин советовал обзавестись каждому обучающемуся?
10. Как работает человеческая память?
II. П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы
1. Выпишите все виды отдыха, которыми вы пользуетесь, и проверьте, какие из них можно отнести к полному отдыху, какие к полуотдыху,
полуработе и какие из них даже утомляют?
2. Составьте расписание занятий за день так, чтобы перемена занятий уже представляла бы отдых.
3. Наблюдайте в течение нескольких дней, когда вы больше успеваете, когда вы ложитесь в 1 час ночи и встаете в 9 часов утра, или когда
ложитесь в 9 часов вечера и встаете в 6 часов утра.
III. Л и т е р а т у р а
Кабанов Н. А. — Механика душевной жизни. «Работник просвещения». Москва, 1928 г.
Левицкий В. А. — Умственный труд и утомляемость. Книгоизд. Цектрана, 1922 г.
Ефимов В. — Труд и отдых. Изд. ВЦСПС. Москва, 1924 г.
Гордон г. И. — Гигиена умственного труда. Изд. «Современные проблемы». Москва, 1925 г., стр. 68.
Найштат и Лебединский. — Гигиена общественного работника
(гигиена активиста). Изд. Мосздравотдела. Москва, 1928 г.
Славцов. — Физиология труда. Изд. Френкеля. 1923 г.
Кашкидимов. — Гигиена умственного труда. Изд. «Работник просвещения». Москва, 1928 г.
Джексон. — Как бороться с нашими нервами. Москва, 1926 г.
Роледер. — Физиология и патология полового акта. Изд. Наркомздрава. Москва, 1928 г.
Королев. — Основа физической культуры мужчины и женщины.
Изд. Ленгубпрофсовета.
Нечаев. — Табак. Изд. «Наука и Жизнь».
#Азбука_умственного_труда_Ребельский_1929
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев