___
Поговорим о глобальной и очень актуальной проблеме - ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР).
Сейчас очень много детей имеют проблемы в развитии, в том числе и речевом.
И это неудивительно... потому что сейчас мир - совсем не тот. Он очень изменился за последние 10-ти летия:
• Экологическая ситуация оставляет желать лучшего;
• Очень большое насыщение информацией - звуковая, зрительная;
Мы САМИ очень изменились. Сейчас даже у ВЗРОСЛЫХ появились такие проблемы, как:
• Проблема с концентрацией внимания;
• Клиповое мышление;
ПРИМЕР:
Намного проще посмотреть какое-то короткое видео, чем прочитать какую-то статью или книгу.
___
Что уж говорить о детях... они сейчас совершенно не те, которые были 20-10 и даже 5 лет назад.
На них совершенно не работают СТАРЫЕ и КЛАССИЧЕСКИЕ методы, которые до сих пор, к сожалению, применяют многие специалисты, не получая ЖЕЛАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Не имея чёткого понимания ЧТО ДЕЛАТЬ с тем или иным ребёнком, КАК его увлечь, они - выгорают и теряют драгоценное ВРЕМЯ, как своё, так родителей и ребёнка.
___
При грамотном и современном подходе очень многое можно быстро исправить.
Поэтому хочу поделиться ОСНОВНЫМИ АСПЕКТАМИ ПРАВИЛЬНОГО ЗАПУСКА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
___
Начнём С ОШИБОК.
___
ОШИБКА № 1⃣
Основная ошибка в запуске речи - когда мы сразу делаем упор на саму РЕЧЬ.
ПРИМЕР:
Если представить нашу нервную систему как дом, то речь - это крыша. То есть - самая ВЕРХУШКА.
Чтобы она встала у нас ровно, красиво, без усилий и трудностей - очень многое должно быть построено.
То есть ДОЛЖНЫ быть сформированы все ПРЕДПОСЫЛКИ речевого развития.
Так как наш язык не отделён от тела, всем этим - управляет наш мозг и нам необходимо также его развивать.
Когда мы делаем акцент (как в классической логопедии) на речевую составляющую, а именно занимаемся ТОЛЬКО:
• Артикуляционной гимнастикой;
• Заставляем ребёнка повторять за нами;
• Проговаривать слова по слогам - это то же самое, что строить дом с крыши;
Естественно у нас ничего не получается, ребёнку будет тяжело, отсюда ещё возникнет речевой негативизм, а также некоторые психологические проблемы и так далее.
___
ОШИБКА № 2⃣
Ещё одна распространённая и большая ошибка, вытекающая из 1-й - это то, что мы занимаемся с ребёнком ТОЛЬКО лишь за столом - по книжкам и картинкам.
НЕЛЬЗЯ забывать, что:
• ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ребёнка дошкольного возраста - это игровая;
• Ребёнок развивается через ИГРУ.
Обязательно занятия должны строится в игровой и интересной ДЛЯ НЕГО форме.
ТОЛЬКО садить его за стол, погружая в учебную деятельность - НЕ СТОИТ. Нужно понимать, что его нервная система к этому ещё не готова.
Тем самым, мы обкрадываем ребёнка и перегружаем его.
Зная основные законы психолингвистики, мы должны понимать, что ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ - всегда формируются через чувственно-сенсорный опыт.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, для того, чтобы у ребёнка появилась речь сначала в пассивном, а затем и в активном словаре - с ним нужно провести целый ряд определенных действий.
В основном - это физические действия:
Потрогать, пощупать, потянуть, покидать, понюхать, поиграть и так далее.
___
ОШИБКА № 3⃣
Ещё одна ошибка - КОГДА у нас нет связи с жизнью.
Когда мы занимаемся с ребёнком за столом по картинкам часто возникает "Кабинетная речь".
ПРИМЕР:
Ребёнок говорит и произносит всё, что от него нужно, выполняет инструкции, но в обычной жизни этого нет.
Одна из причин ПОЧЕМУ так происходит - НЕ БЫЛО формирование словаря через чувственно-сенсорный опыт.
Это очень важно, когда одно задание вытекает из другого и между ними есть связь и определённый смысл.
___
ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ОТРАБАТЫВАТЬ ВСЕ ЗАДАЧИ В ДОМАШНИХ И БЫТОВЫХ СИТУАЦИЯХ.
Те задачи, которые отрабатывались на занятиях - ДОЛЖНЫ быть также отработаны дома.
___
Небольшие ВЫВОДЫ, к чему мы пришли:
1. НЕОБХОДИМО работать над речевыми предпосылками в игровой форме.
2. ОТРАБОТКА задач дома.
___
Продолжение обсуждения будет в следующем посте.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев