В нашем прошлом пятом выпуске мы поговорили о семействе полевых шпатов с очень длинным названием – калиево-натриевые полевые шпаты. Но в большом полевом роде есть еще одно значительное и не менее интересное семейство.
БОЛЬШОЙ ПОЛЕВОЙ РОД (продолжение)
Автор: Татьяна Валерьевна Бузкова, ведущий инженер, отдела прогнозной и геолого-экономической оценки месторождений полезных ископаемых
Вторая семья полевых шпатов побольше, но зато фамилия у неё покороче – плагиоклазы. Есть у семьи и более длинный вариант названия. Полностью их зовут кальциево-натриевые полевые шпаты, вроде и похоже на семью КПШ (калиево-натриевые полевые шпаты), но не то же самое.
Именно сюда и любит вливаться альбит, натриевый полевой шпат. В этой семье минералов побольше будет, целых 6, и состав у них хоть и немного, но отличается. Знаете, как в больших семьях бывает: первый ребёнок очень похож на маму, второй немного от папы взял, третий ещё от папы черт себе добавил, … и так до того, кто уже папина копия. Вот и в этой семье так: альбит – самый натриевый минерал, у него в составе не больше 10% кальция может быть. Если кальция станет больше, а натрия меньше, то сначала получится олигоклаз (от 11 до 30% кальция), затем андезит (31-50%), потом лабрадор (51-70%,) битовнит (71-90%), а анортитом зовут того, у которого кальция больше 91%.
Плагиоклазы немного твёрже калиевых шпатов, а цвета у них схожие: белый, серый, розовый, желтоватый, но есть и ярко красный, и практически чёрный. Альбит и олигоклаз любят встречаться со своими калиевыми родственниками в гранитах, именно эти минералы, братья родные и двоюродные придают основные оттенки гранитам.
Но другие члены этой семьи предпочитают другие породы, чем больше кальция в минерале, тем более тёмную и, как геологи говорят, основную (с меньшим содержанием кварца) породу предпочитают плагиоклазы. Не любят основные (кальциевые) плагиоклазы этот минерал.
Есть у плагиоклазов и своя звезда, красивая и яркая, и это лабрадор. Если повертеть кристаллы полевых шпатов, можно увидеть, как там, в глубине что-то переливается и отражает свет. У лабрадора это свойство (а по-научному оно называется «иризация») особенно ярко проявлено. Внутри кристалла лабрадора появляются фиолетовые, зелёные, жёлтые, иногда даже красные отсветы, но чаще всего он отсвечивает таинственным синим или голубым.
Есть даже порода такая, состоящая только из лабрадора, в честь него и названа – лабрадорит. За это свойство лабрадор так любят архитекторы и ювелиры. Облицовка и украшения получаются таинственными, манящими. Лабрадоритом, например, станция метро «Чёрная речка» облицована. Но не менее красива иризация его кислого брата – олигоклаза: в светлом, почти белом камне вспыхивают нежно-голубые, жёлтые или красноватые отсветы. Они похожи на солнечных зайчиков на поверхности холодного северного моря в белую ночь. Вот и псевдоним такому олигоклазу придумали соответствующий – беломорит.
Красота эта объясняется тем, что любят кристаллы полевых шпатов срастаться, образовывать двойники разные. Калиевые полевые шпаты чаще образуют решётки, а плагиоклазы полосы, именно такие картины видно под микроскопом. От таких двойников и отражается свет, создавая сложные сказочные отсветы.
Эти семьи - калиево-натриевые и кальциево-натриевые полевые шпаты, можно сказать, кузены, они и живут рядом, и встречаются часто, во многих породах их можно найти. Но есть у этих семей и редкие троюродные братья – калиево-бариевые полевые шпаты. И зовут их цельзиан и гиалофан. Если цельзиан чисто бариевый полевой шпат, то в состав гиалофана входит и калий. Барий, честно говоря, пытается и в другие полевые шпаты пролезть, но это у него плохо получается. Бариевые кузены похожи на калиево-натриевые шпаты, но двойников образовывать не любят. А ещё они слегка отливают перламутром и встречаются редко.
Вот такой замечательный род минералов живёт во многих породах нашей планеты. И не просто живёт, а зачастую слагает большую часть, причём самых разных пород. В таких случаях зовут минералы породообразующими, то есть главными, без которых пород и не было бы. Ну, вот, тут и минералогической сказке конец, ибо сказка о породах называется петрологической, а это уже совсем другая сказка.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев