Расстрел воспитанников Нижне-Чирского детского дома для умственно отсталых детей
2 сентября 1942 года нацистами и их пособниками были частично расстреляны, а частично просто заживо закопаны, 47 воспитанников детского дома для умственно отсталых детей в возрасте от 3 до 16 лет, находившегося в станице Нижне-Чирской Сталинградской области.
Годом ранее, начальник Генерального штаба сухопутных войск вермахта Франц Гальдер в своём дневнике писал: «Психиатрические больницы в полосе группы армий «Север». Русские считают душевнобольных исцелимыми. Все равно нужно умерщвлять...»
Эта политика нацистов имеет корни в собственной государственной программе «Т-4». По данной программе физическому уничтожению подлежали люди с психическими расстройствами, умственно отсталые, тяжелобольные, инвалиды. Обоснованием выступали нацистские идеи о том, что государству не следует тратить средства на заботу об этих людях. И то, что в данном случае перед нацистами оказались дети, их не сколько не смутило.
Из Акта оп расследованию обстоятельств данного дела:
«1 сентября 1942 г. в детский дом станицы Нижие-Чирской явились два немецких офицера, которые предложили кастелянше детдома Донсковой Елене Афанасьевне подготовить детей к отправке. Куда отправлять и зачем, не сказали. Донскова спросила офицеров, на сколько им подготовить продуктов питания в дорогу. Один из офицеров ответил на русском языке — продуктов им никаких не нужно, они едут недалеко.
На второй день после этого к зданию детдома подошли две крытые автомашины, эти же два офицера предложили Донсковой вывести детей во двор и построить в колонну по 4, что и сделала, Донцонова. Офицеры, проверив количество детей, разбив на две партии, погрузили в машины, закрыли и уехали в неизвестном направлении.
По дороге между станицей Нижне-Чирской и станцией Чир ЮгоВосточных железных дорог, т. е. за ревой Чир, километров в 5 от станицы Нижне-Чирской, все 47 детей были зверски умерщвлены и свалены в яму, со всеми их вещами и игрушками.
Гражданка Шмелёва Александра Яковлевна, две родных сестры Парамонченко и Ястребова, разыскивая расстрелянных немецко-фашистскими войсками своих родственников, обнаружили 8 сентября 1942 г. трупы воспитанников Нижне-Чирского детдома, расстрелянных и сваленных в яму.
Офицеры и солдаты, совершившие это чудовищное злодеяние над
воспитанниками Нижне-Чирского детдома, принадлежат к организации
германского гестапо».*
Таким образом, преступление скрыть не удалось и о нём практически сразу стало известно местным жителям.
Был установлен и один участник данной казни, это бывший сотрудник гестапо, шофер зондеркоманды СД СК-4А коллаборационист М.П. Буланов. Он, также, дал показания по обстоятельствам данного дела. Буланов и другой коллаборационист Блохин, лично подводили детей по очереди к яме. Где их в упор из автомата расстреливал некий немецкий офицер по имени Алекс. После войны была проведена эксгумация и перезахоронение тел погибших детей, в ходе которой выяснилось, что расстреляны были только физически крепкие дети старшего возраста, а младшие и ослабевшие от голода были закопаны заживо.
Решением трибунала коллаборационист М.П. Буланов был публично казнён, вместе с другими военными преступниками.
*АЧГК, ф. Сталинградская область, д. 6, л. 101.
От Александра Брауна
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Как такому найти оправдание ?
Сейчас один немец пишет : как пострадали бедные немецкие женщины и невинные детки в 45 , когда РККА пришла на территорию " мирной страны Германии "
Это каким уродом надо быть чтобы так писать ?
Вся, их вина была в том что они помогали раненым ...