Первый раз в первый класс! Это ответственное и волнующее событие, меняющее очень многое в жизни ребенка. Первый шаг из мира детства, игр в другой, взрослый, более строгий, упорядоченный — мир школьника. Этот переход сложен для ребенка не только психологически, он несет немалую нагрузку и на его здоровье.
Начало школьных занятий - самый ответственный период жизни первоклассника. Кончилась беззаботная жизнь, предстоят довольно сложные и серьезные испытания. Ребенок вступает в новый коллектив — надо подчиниться его дисциплине, приспособиться к новому режиму. Человек еще маленький, а обязанностей становится много, возрастает нагрузка на организм. Главное здесь — переход от игры к труду, труду каждодневному, обязательному, длительному. Этот переход дается нелегко даже тем детям, которые подготовились к нему в детских учреждениях. Поэтому готовить к школе нужно всех детей, но, прежде всего тех, которые не посещают детский сад. Мамы и папы должны постараться ежедневно заниматься с ребенком, чтобы приучить будущего школьника к усидчивости, тренировать его внимание. Первоклассник должен уметь сосредотачивать внимание непрерывно в течение 15-20 минут.
Следует уделить особое внимание развитию кисти руки ребенка. Хорошо развивает кисть руки рисование, лепка из пластилина. Необходимо обратить внимание на речь ребенка. Ее развитию и совершенствованию помогает заучивание песен, прослушивание стихотворений, сказок, рассказов. Если у ребенка есть дефекты речи, заикание, неправильное произношение звуков важно еще до школы устранить у ребенка эти дефекты и обратиться за помощью к логопеду.
Готовьте ребенка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Чаще вспоминайте свое детство - это хорошая школа жизни.
Первый год обучения — это период адаптации ребенка к новым жизненным условиям и протекает он по-разному. Многие первоклассники долго не могут привыкнуть к новой обстановке. Им трудно сидеть на уроках, выполнять своевременно все задания. Некоторые ребята не способны наладить положительные взаимоотношения со своими сверстниками либо с учителем, им нелегко освоиться в новом коллективе. Часть детей испытывают затруднения в учебе, не справляются с учебной нагрузкой. В ответ на новые требования школы, в первые месяцы у ребенка могут появиться жалобы на усталость, головные боли, раздражительность, плаксивость, нарушается сон, нередко появляется чувство страха. Возникновение многих из перечисленных трудностей определяется инди-видуальными особенностями ребенка.
У многих детей 6-летнего возраста недостаточно развито внимание, что может быть связано с повышенной впечатлительностью. У 6-летних детей сильно развита потребность в движении. При невозможности ее удовлетворить у них нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. По этой причине они на переменах бегают, шумят, дерутся.
Процесс адаптации к школе у большинства детей продолжается 1-1,5 месяца. В первую очередь, ребенок должен чувствовать, что родители его поддерживают, верят в его старания, понимают важность его новых обязанностей и связанные с этим трудности. Безусловно, на первых порах у школьника не все ладится. Однако это не должно менять отношения к нему самых близких людей дома. Очень важно, чтобы оно всегда оставалось ровным, доброжелательным, подбадривающим. Родителям необходимо не упрекать ребенка за неважный результат, а похвалить за старание, и только после этого спокойно объяснить важность итога любой выполненной работы.
Облегчит адаптацию к школе хорошо продуманная обстановка дома. Школьнику необходимо отвести постоянное место для занятий. Размеры рабочего стола и стула должны соответствовать росту ребенка. Для сохранения детского здоровья важно, чтобы вся мебель изготавливалась из натуральных материалов. Стол ребенка должен быть хорошо освещен. Поэтому его лучше поставить у окна так, чтобы свет падал с левой стороны от сидящего за столом ребенка. Нужно внимательно следить за тем, чтобы ребенок не наклонялся низко над книгой, тетрадью. При чтении полезно приучать пользоваться специальной подставкой для книг, устанавливаемой под углом в 40° к горизонтальной поверхности стола, что облегчает работу глаз и делает ее менее утомительной. Проверять, соблюдает ли ребенок расстояние от глаз до поверхности стола (самым удобным является расстояние в 30-35 сантиметров до поверхности стола). Если ребенок постоянно пытается наклониться над столом ниже положенного уровня, необходимо обратиться к глазному врачу и проверить остроту зрения. Когда ребенок садится за выполнение домашнего задания, шум в квартире будет ему мешать. На это время следует выключить телевизор, радиоприемник или другие источники звука.
Чтобы адаптация к школе протекала легче, чрезвычайно важно с первого дня соблюдать режим первоклассника. Такая мера предохранит его от переутомления. В режиме дня необходимо предусмотреть время подъема, приема пищи, занятий в школе, прогулок и подвижных игр на воздухе, выполнения домашнего задания, помощи по дому, гигиенических и закаливающих процедур, отхода ко сну. Готовить уроки сразу после возвращения из школы не рекомендуется. Ребенок должен хорошо отдохнуть, поиграть на воздухе, чтобы снять усталость и восстановить силы. Наиболее высокая работоспособность в утренние часы (8-11 часов), потом снижается, и новый подъем наступает к 16-17 часам. Именно в этот период рекомендуется первоклассникам браться за домашнее задание. После 30 минут работы ребенку необходим кратковременный перерыв (на 10-15 минут).
Сейчас компьютер есть почти в каждом доме, и это не роскошь, а средство обучения. Если вы решили поставить компьютер на рабочем месте ребенка, не стоит ставить его прямо на письменный стол: так очень трудно соблюсти необходимое расстояние от глаз до монитора. Стоит напомнить, что рекомендованная норма работы за компьютером для ребенка — от 15 минут в день для первоклассника, до двух подходов по 30-40 минут старшеклассникам, если это время больше — отдыхать по 15 минут после каждого часа работы.
В период адаптации к школе не следует загружать ребенка занятиями в различных кружках, секциях. Интенсивные внешкольные нагрузки затруднят и затянут процесс привыкания к обучению в школе.
Детям свойственна естественная потребность в движении, им крайне полезны подвижные игры, физические упражнения на свежем воздухе, что повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, укрепляет здоровье. В учебные дни 6-летний ребенок должен бывать на свежем воздухе не менее 3-3,5 часов.
Итак, для того, чтобы малыш благополучно привык к новым условиям и учился с радостью, родителям необходимо: строго следовать рекомендациям врачей и педагогов, тщательно следить за состоянием здоровья ребенка, его весом, ростом и нервно-психическим развитием, обеспечивать оздоровление и лечение детей в зависимости от результатов врачебных осмотров, организовать правильный режим дня, близкий к режиму, который будет принят в школе, куда поступает ребенок, обеспечить рациональное питание, закаливание, соблюдать продолжительность сна и время пребывания на свежем воздухе, воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым. Обстановка в семье должна быть спокойной. Не поддавайтесь эмоциям, они, плохие советчики. От вашего отношения к ребенку и его проблемам во многом зависит будущее растущего человека, и только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.
Выполняя эти рекомендации, уважаемые родители, вы поможете своему ребенку успешно вступить в новый период его жизни, учение не будет мучением ни для ребенка, ни для вас.
Главный врач ГБУЗ «Свердловская городская детская больница»
Врач-педиатр Банченко Виктория Валериевна
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев