В мире минералов опал занимает особое место, хотя минералом он по сути и не является. Его вид напоминает вспышку фейерверка. Этот удивительный аморфный кремнезем на протяжении веков вдохновлял поэтов и учёных, собрал вокруг себя легенды и мифы разных народов.
Ещё в Древнем Риме опал нарекли «opalus», т.е. «драгоценный камень», символизировавший любовь, надежду и чистоту. Плиний Старший в своём трудe «Естественная история» восхищался «огнём» опала: он видел в нём одновременно красный рубин, зелёный изумруд, желтоватый топаз, синеву сапфира и пурпур аметиста. По его словам, некоторые экземпляры напоминали горящее пламя и сияли ярче самых глубоких красок художников.
С древности камень почитали в самых разных уголках планеты. Венгрия снабжала опалом Европу и Ближний Восток, а археологические раскопки в Перу, Мексике и Гондурасе свидетельствуют о поклонении ему ещё до прихода конкистадоров. В XVI веке испанцы впервые доставили новосветские опалы в Европу, но по-настоящему мировую известность камень приобрёл лишь в конце XIX века, когда австралийские месторождения обеспечили более 90 % мировой добычи. Сегодня благородный опал добывают также в Эфиопии, Замбии, Гватемале, Канаде, Индонезии, США и многих других странах.
Россия тоже внесла свою лепту: на Камчатке и в Забайкалье встречаются светлые, молочно-белые и зелёные опалы, а на Дальнем Востоке, в Приморском крае, с 1985 года разрабатывают «Радужное» месторождение. Здесь находят камни с солнечными жёлтыми, огненными оранжевыми и глубокими тёмными переливами. По качеству они мало уступают лучшим австралийским образцам и всё чаще появляются в музеях и частных коллекциях.
Во многих культурах опалу приписывали сверхъестественные свойства. Арабы верили, что он падает прямо из небес во время грозы, сохраняя в себе вспышку молнии. Древние греки наделяли владельцев дарами пророчества и считали, что опал защищает от болезней. В Средние века в Европе его называли «камнем глаз», в виду предположения, что он улучшает зрение.
Римская элита испытывала особую страсть к радужному минералу. Говорят, Марк Антоний так желал заполучить опал сенатора Нония размером с миндальное ядро и стоимостью в два миллиона сестерциев, что отправил его в изгнание. Легенды связывают эту историю с Клеопатрой, для которой Антоний хотел собрать коллекцию самых необычных драгоценностей. А один из римских императоров якобы предложил за один опал треть своей империи.
Во Франции в XVII–XVIII веках опалы красовались в королевских драгоценностях. Наполеон подарил императрице Жозефине великолепный «Горящий Трой», в котором красные и золотистые всполохи казались живым пламенем. Но к концу XVIII века европейские предрассудки обернулись против камня: роман сэра Уолтера Скотта «Анна из Гейерштайна» связал опал с несчастьями, эпидемиями и политическими потрясениями, и он ненадолго утратил прежнюю популярность. Спас положение лишь пример королевы Виктории, любившей опалы и демонстрировавшей их на придворных балах.
С научной точки зрения опал не кристаллический минерал, а аморфное вещество, состоящее из водного кремнезёма. Его уникальное мерцание объясняется субмикроскопической структурой -мельчайшие сферические частицы (глобулы) диаметром от 140 до 400 нанометров организованы в плотные ряды. Свет, проходя сквозь такую решётку - разлагается на радугу оттенков. Чем крупнее глобулы, тем глубже и шире спектр цветовой игры.
При этом опал остаётся довольно капризным: на воздухе он постепенно теряет воду и может трескаться, такой своеобразный отголосок поверий о «разбитом зеркале», приносящем неудачу. Отсутствие прочных кристаллов делает камень уязвимым к ударам и резким перепадам температуры. Окраску определяют примеси: органические вещества дарят тёмно-чёрный фон, а хаотичное распределение микрослоев – молочно-белый и голубоватый оттенки.
#Минерал #Опал #ПредметыиФакты
Научный сотрудник,
Н.С. Сологуб
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев