Итак, в 498 году армянской эры, во время правления Давида, [царя] грузин, царя армян Гагика, который находился в Вананде, и во время правления византийского императора Мономаха , императоры измаильтян , рожденные от Агари, наблюдали за ослабленным состоянием христианских народов. Они оповестили друг друга в Хорасане, Хорезмии, в Парсе, Кирмане, Бухаре, Мазандаране, Ираке, в Багдаде, Басре, Арране и Атрпатакане. Там собралось множество персов, хазар, хорезмийцев и арабов, а также, кроме того, скифы из Туркестана, которые пришли и расположились лагерем на равнине Карин в составе бесчисленных, неисчислимых армий. Они разработали план, который им не удалось воплотить в жизнь, а именно: уничтожить религию и имя Христа на землях армян, грузин и византийцев. Горькая весть об этих разрушителях мира быстро дошла до византийского императора, и всех охватил ужас. Поэтому они послали в этот район Комнина с войсками из Трабизонда. Они также просили объединенной помощи у армян и грузин, чтобы, возможно, избежать страшного бедствия южан, которое угрожало им подобно пропасти. Теперь, когда царь Давит и Гагик услышали об этом, они не осмелились выступить против войск измаильтян. Вместо этого, с величайшими мольбами, они убеждали храброго и непобедимого Липарита Орбелиана присоединиться к византийским войскам, чтобы противостоять захватчикам в битве. Сами они, дрожа от страха, укрылись в крепостях [своих] земель. Липарит согласился и сказал
с храбрым сердцем:
"Я иду против чужеземцев и отдам свою жизнь за христианскую веру. С Божьей помощью я либо вернусь , либо умру за Христа...
Сказав это, Липарит провёл военный смотр азатов и своего войска. Он владел половиной царства и собрал 700 знатных азатов, которые были его собственными слугами, а также 16 000 [других] воинов. Он также взял с собой 10 000 царских воинов. Они отправились на равнину Карутс в Вананде, где присоединились к 15 000 византийских солдат. Всего в войске было 41 000 всадников. Тогда чужеземцы впервые разрушили деревню Орду. Затем они распространились, совершая набеги на все окрестные районы, и расположились лагерем на той же равнине. Таким образом выстроились в шеренгу, встретив их лицом к лицу на рассвете.
Они разделились на три отряда — авангард , центр и арьергард. По сравнению с бесчисленным множеством измаильтян войска Липарита казались [столь же незначительными], как водоносы или те, кто забирает оружие [у павших]. Видя это, непобедимый Липарит ободрил свой отряд, сказав: "Не бойтесь. Просто укрепите свои силы именем Христа и осените себя крестным знамением, и победа будет за нами". Затем он сам спешился со своего коня, преклонил колени, осенил себя благословенным крестом и посвятил себя Христу. На шею он повесил частицу искупительного Креста. Вооружившись таким образом, он сел на своего арабского скакуна. Он отбросил в сторону свой щит с золотыми узорами и взял в свою мощную левую руку гибкое копье , а в правую - широкий обоюдоострый стальной меч, а на боку у него висела грозная булава, похожая на кузнечный молот или кувалду для рубки камня. [Вооруженный] таким образом, [Липарит] храбро обходил ряды воинов, переходя с одной стороны на другую. Его золотой нагрудник и шлем сверкали, как солнце.
Пыхтя и рыча, как лев, он вызвал их на единоборство, сказав:
"Я Липарит из Абхазии ,
выйдите же , храбрые персы и арийцы, и давайте сразимся ". - И хотя он много раз бросал им вызов, ни один воин не осмелился противостоять ему. Всякий раз , когда Липарит, подобно орлу, бросался на них, они теснили и топтали друг друга. Когда Липарит увидел, что их сердца разбиты, а силы ослабли, он вернулся к своему войску и призвал его наступать. С устрашающим видом вступили в бой. Грохот битвы был таким же пугающим, как буря с раскатами грома из туч и вспышками молний. Липарит надвигался подобно пылающему облаку, осыпая многих искрами, и, подобно пламени, проносящемуся сквозь тростник, он раздробил их силы и проник сквозь [их ряды]. Направо и налево от него лились реки крови , и он сгребал трупы с рядов чужеземцев, как будто это были кролики.
Так отважный Липарит перебил и разгромил измаильтян и обратил в бегство немногих выживших силой Христа, Бога нашего.
Первый Абхазский историк
Степанос Орбелиан. "История области Сисакан". Xlll век.
_________________________________
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев