В индуистской традиции, где боги ходят среди людей, а история переплетается с космологией, есть один город, который стоит особняком.
Это Дварака, золотой город Кришны.
Это не просто место на карте, это сакральное пространство, мечта, воплощенная в камне по воле божества. Согласно «Махабхарате» и другим пураническим текстам, история Двараки началась с бегства. Кришна, восьмое воплощение бога Вишну, после убийства своего злого дяди, царя Камсы, навлек на свое племя Ядавов гнев могущественного царя Магадхи, Джарасандхи. После семнадцати кровопролитных, но безуспешных осад Матхуры, Кришна понял, что его народу нужен новый, неприступный дом. Он решил построить город-крепость, который был бы защищен не только стенами, но и самим океаном.
Место было выбрано на западном побережье Индии, в регионе Саураштра, на берегу Аравийского моря. Но там не было свободной земли. Тогда Кришна обратился к Самудре, богу океана, с просьбой уступить ему часть своих владений. Океан отступил, обнажив двенадцать йоджан (около 150 квадратных километров) суши. На этой земле, отвоеванной у стихии, и был заложен город. Строительство было поручено Вишвакарману, божественному архитектору, инженеру и оружейнику богов. По приказу Кришны он воздвиг город за одну ночь. Это была не просто крепость, это был шедевр градостроительного искусства. Дварака была спланирована с математической точностью: широкие проспекты, разделенные на шесть секторов, общественные площади, рынки, парки с лотосовыми прудами. Город украшали девятьсот тысяч дворцов, построенных из хрусталя и серебра и украшенных огромными изумрудами. А ворота города, как гласит предание, были сделаны из чистого золота.
Дварака была символом процветания и могущества Ядавов. Она была защищена высокими стенами, рвами и, конечно, самим океаном. Это был центр торговли, культуры и религии. Но, как и все в индуистской космологии, ее существование было не вечным. Оно было неразрывно связано с земной жизнью самого Кришны. «Махабхарата» повествует о трагическом конце золотого города. После великой битвы на Курукшетре, когда династия Куру была уничтожена, Гандхари, мать ста сыновей-Кауравов, в своем горе прокляла Кришну. Она предрекла, что через 36 лет его собственный род Ядавов погибнет в междоусобной брани, а сам он умрет бесславной смертью. Так и случилось. Ядавы, опьяненные вином и гордыней, перебили друг друга на празднестве. Кришна, покинутый и одинокий, ушел в лес, где охотник, приняв его за оленя, смертельно ранил его стрелой в пятку — его единственное уязвимое место.
Перед смертью Кришна велел своему колесничему Арджуне эвакуировать из Двараки женщин и стариков, ибо с его уходом город был обречен. Как только душа Кришны покинула земной мир, океан, когда-то уступивший землю по его просьбе, вернулся, чтобы забрать свое. Могучие волны обрушились на золотой город и поглотили его. Дворцы, храмы, сады — все ушло под воду, оставив после себя лишь легенду, передаваемую из уст в уста на протяжении тысячелетий. Для миллионов верующих индуистов Дварака — это не просто миф. Это священная история, реальное событие. И они всегда верили, что где-то там, на дне Камбейского залива, покоятся руины золотого города их бога.
Эхолот против легенды На протяжении веков история о затонувшей Двараке воспринималась учеными как не более чем красивая сказка, индийский вариант мифа об Атлантиде. Современный город Дварка на побережье Гуджарата считается одним из семи священных городов индуизма, но его связь с городом Кришны считалась чисто символической. Однако в XX веке нашлись археологи, которые решили проверить легенду. Самым известным из них был доктор С.Р. Рао, один из патриархов индийской морской археологии. В 1980-х годах его команда провела раскопки у побережья современной Дварки и действительно обнаружила под водой остатки древних портовых сооружений, каменные якоря и черепки, которые он датировал примерно 1500 годом до н.э., что примерно соответствует предполагаемому времени действия «Махабхараты». Рао был уверен, что нашел ту самую Двараку. Но его находки, хотя и были важными, не производили впечатления руин великого города. Это были скромные остатки портового поселения.
Настоящая сенсация грянула на рубеже тысячелетий. В конце 1999 года Национальный институт океанских технологий Индии (NIOT) проводил рутинное исследование в Камбейском заливе, у побережья Сурата, примерно в 200 километрах от Дварки Рао. Целью исследования была не археология, а экология — ученые изучали уровень загрязнения морского дна. Их судно было оснащено самым современным оборудованием, в том числе гидролокатором бокового обзора, который позволяет создавать подробную акустическую карту морского дна. И вот, проходя над одним из участков залива, на глубине около 30-40 метров, операторы увидели на экранах нечто невероятное. Вместо ровного илистого дна приборы показывали четкие, геометрически правильные структуры, тянущиеся на несколько километров.
Это был не хаос случайных камней. Это были прямые линии, пересекающиеся под прямыми углами, квадраты, прямоугольники — все то, что указывало на искусственное происхождение. Ученые были ошеломлены. Они не искали древние города, но, похоже, наткнулись на один из них. В течение следующих двух лет, с 2000 по 2001 год, NIOT провел несколько целенаправленных экспедиций в этот район. Они использовали более мощное оборудование, провели дноуглубительные работы и подняли на поверхность сотни артефактов. То, что они обнаружили, превзошло все самые смелые ожидания. Это были не просто отдельные постройки, это был огромный город, погребенный под многометровым слоем ила и песка. Легенда о затонувшей Двараке внезапно перестала быть просто легендой. Она обрела плоть и кровь, вернее, камень и ил, на дне Камбейского залива.
Архитектура утонувшего мира Данные, полученные NIOT, рисовали картину огромного, хорошо спланированного города, который по своим размерам мог соперничать с крупнейшими центрами Хараппской цивилизации, такими как Мохенджо-Даро. Акустические изображения показали наличие гигантских структур, одна из которых имела размеры 230 на 30 метров. Были видны остатки крепостных стен, больших зданий, предположительно общественных, и даже нечто, напоминающее ступенчатую конструкцию, похожую на бассейн для ритуальных омовений. Город был разделен на две части, расположенные по обоим берегам древней реки, которая когда-то впадала здесь в море.
Чтобы подтвердить данные гидролокатора, ученые провели дноуглубительные работы. Специальное оборудование позволило им извлечь со дна образцы грунта и артефакты. И эти находки оказались не менее сенсационными. Были подняты сотни предметов, свидетельствующих о развитой культуре. Среди них — фрагменты керамики, полудрагоценные камни, бусины, каменные орудия, обломки скульптур и даже человеческие останки, в том числе челюсть и позвонки. Радиоуглеродный анализ этих находок и дал тот результат, который произвел эффект разорвавшейся бомбы.
Один из кусков дерева, поднятый со дна, показал возраст около 9500 лет. Это означало, что город мог существовать примерно в 7500 году до нашей эры. Эта дата была ошеломляющей. Она отодвигала историю индийской цивилизации на 5000 лет в прошлое, делая ее древнее Египта и Месопотамии. Она означала, что задолго до Хараппы на территории Индии существовала неизвестная науке высокоразвитая культура, способная на монументальное строительство.
Конечно, к этим данным многие отнеслись с большим скептицизмом. Но даже если взять более поздние датировки других артефактов (около 4000-6000 лет), это все равно было огромным открытием. Оно доказывало, что в этом регионе существовали крупные поселения задолго до того, как считалось ранее. Находки NIOT свидетельствовали о высоком уровне мастерства древних жителей. Были найдены искусно обработанные каменные орудия, что говорило о развитой технологии камнеобработки. Керамика, хотя и простая, была сделана качественно. Наличие бусин из полудрагоценных камней указывало на существование торговли и ремесел. Это был не лагерь примитивных рыбаков, а процветающий городской центр.
Битва за прошлое: тысячи или десятки тысяч лет? Открытие в Камбейском заливе немедленно породило ожесточенные споры, которые не утихают и по сей день. В центре этих споров — вопрос о датировке. И здесь мнения разделились на два непримиримых лагеря. С одной стороны — официальная, академическая наука. Большинство индийских и западных археологов относятся к сенсационным датировкам NIOT с большим недоверием. Они указывают на то, что радиоуглеродный анализ одного куска дерева — это слишком шаткое основание для того, чтобы переписывать всю историю. Дерево могло быть принесено рекой и не иметь никакого отношения к самому городу. Они также отмечают, что найденные керамика и орудия по своему стилю больше соответствуют периоду развитой Хараппской цивилизации (около 2500-1900 гг. до н.э.) или даже более поздним культурам.
По их мнению, город в Камбейском заливе, скорее всего, был одним из южных портов Хараппской цивилизации, который был затоплен в результате локального землетрясения или изменения русла реки. Возраст в 4000-6000 лет вполне укладывается в эту картину. Что касается более древних датировок, то скептики указывают на то, что 9500 лет назад был конец последнего ледникового периода. В это время уровень мирового океана был значительно ниже, и на месте залива действительно могла быть суша. Но они сомневаются, что люди того времени, которые, как считается, были охотниками и собирателями, были способны на создание такого огромного города.
С другой стороны — сторонники древней датировки, среди которых много индийских ученых-националистов, а также представители альтернативной истории. Для них открытие в Камбейском заливе — это долгожданное подтверждение истинности древних текстов. Они верят, что 9500 лет — это и есть реальный возраст города Кришны. Они утверждают, что «Махабхарата» — это не миф, а историческая хроника, и что индийская цивилизация гораздо древнее, чем принято считать на Западе. Они обвиняют западную науку в европоцентризме и нежелании признавать величие древней Индии.
Эти исследователи указывают на то, что датировка в 9500 лет идеально совпадает с концом ледниковой эпохи и периодом катастрофического подъема уровня моря, который отражен в мифах о всемирном потопе у многих народов мира. Затопление Двараки, по их мнению, — это не локальное событие, а часть глобальной катастрофы. Они также приводят в качестве аргумента другие спорные находки по всему миру, такие как монумент Йонагуни или Гёбекли-Тепе, которые также указывают на существование развитых культур в доисторические времена. Для них битва за возраст Двараки — это битва за право Индии на свою собственную, гораздо более древнюю и славную историю.
Индийская Атлантида: наследие и молчание Несмотря на сенсационность открытия, история с затонувшей Дваракой так и не получила должного развития. После громких заявлений в начале 2000-х, тема постепенно сошла на нет. Почему? Причин несколько. Во-первых, технические сложности. Исследование огромного города, лежащего на глубине 40 метров под толстым слоем ила, в районе с сильными приливными течениями, — это невероятно сложная и дорогостоящая задача. Она требует самых передовых технологий и огромных финансовых вливаний, на которые ни индийское правительство, ни международные научные организации пока не готовы.
Во-вторых, политический и религиозный аспект. Открытие Двараки немедленно стало предметом политических спекуляций. Индуистские националистические партии использовали его как доказательство древности и величия индуистской цивилизации, противопоставляя ее исламскому наследию. Это превратило чисто научный вопрос в поле идеологической борьбы, что отпугнуло многих серьезных ученых, не желающих быть втянутыми в политические игры.
В-третьих, это инерция самой академической науки. Любое открытие, которое грозит разрушить устоявшуюся парадигму, всегда встречается с огромным сопротивлением. Идея о существовании развитой городской цивилизации 9500 лет назад — это именно такой вызов. Проще объявить датировки ошибочными, а сам объект — не таким уж и значительным, чем пересматривать все учебники истории.
В итоге, золотой город Кришны, вновь обретенный на дне океана, снова оказался в забвении. Он лежит там, в мутных водах Камбейского залива, храня свои тайны. Для верующих он остается священным местом, подтверждением их веры. Для ученых — спорным и неудобным объектом. А для всего остального мира — еще одной волнующей загадкой, индийской Атлантидой, которая ждет своего часа, чтобы рассказать нам правду о нашем собственном прошлом. Историю о том, что, возможно, цивилизация гораздо старше, чем мы думаем, а грань между мифом и реальностью гораздо тоньше, чем нам кажется. https://ok.ru/dzen/article/aHmzotLPhnjj6VQ8?share_to=link
Статья автора «Lace Wars» в Дзене ✍: В индуистской традиции, где боги ходят среди людей, а история переплетается с космологией, есть один город, который стоит особняком.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев