Последние четыре года российско-швейцарская команда археологов проводила раскопки кургана Туннуг 1 в Республике Тыва на юге Сибири. Курган Туннуг 1 является одним из первых и крупнейших, построенных скифами — кочевой культурой, доминировавшей на степях между Европой и Азией начиная с 1100 года до нашей эры. Археологи не ожидали больших сюрпризов, полагая, что смогут детальнее изучить рацион, погребальные обычаи и продолжительность жизни поздних кочевников степи.
Однако когда Марко Милелла, археолог из Университета Берна в Швейцарии, и его коллеги начали исследовать десятки скелетов из кургана Туннуг 1, их ждало потрясение. «Я никогда не работал с популяцией, настолько характеризующейся насилием,» — говорит Милелла. «Сначала это не было таким уж удивительным, но потом мы находили все больше и больше таких случаев. Многие из этих людей подверглись насилию, и следы этого были не только на взрослых мужчинах, но и на детях.»
В статье, недавно опубликованной в Journal of Physical Anthropology, Милелла и его коллеги используют более ста скелетных травм, чтобы нарисовать картину степного общества, пропитанного насилием. Из как минимум 87 человек, похороненных на маленьком кладбище, более 20 имели признаки травм на костях, включая порезы, отверстия от стрел и мечей, а также следы сокрушительных ударов. Жертвами были как маленькие дети, так и старые женщины, но большинство составляли подростки и взрослые.
Эти доказательства насилия могут помочь объяснить события, происходившие далеко от южносибирских степей. Люди, похороненные на кладбище, жили в период глубоких изменений. Несколько столетий до этого регион был частью империи кочевников, известных как хунну, чьи набеги на восток и юг вынудили китайских императоров начать строительство Великой Китайской стены. Китайские писатели того времени с удивлением и презрением описывали своих кочевых соседей.
«В мирное время они пасут свои стада и охотятся, но в периоды кризисов они берут в руки оружие и отправляются на грабежи и набеги. Это, кажется, их врожденная природа,» — писал китайский историк Сыма Цянь в первом веке до нашей эры, всего за сто лет до самых ранних погребений в Туннуг 1.
Когда империя хунну распалась около 100 года нашей эры, хаос охватил степь. Вместо того чтобы нападать на зарождающуюся китайскую империю, воины региона обратились друг против друга. «То, что мы видим в образцах Туннуг 1, вероятно, является следствием упадка политической стабильности в этом районе после распада империи хунну,» — говорит директор раскопок Джино Каспари, археолог из Университета Берна.
Проведя радиоуглеродный анализ костей, археологи установили, что погребения в Туннуг 1 происходили на протяжении столетий, начиная примерно с 100 года нашей эры. Это не было единичное сражение или массовое убийство, а результат множества набегов или мелкомасштабных стычек на протяжении длительного времени.
«Это указывает на междоусобные войны — нападения и ответные удары,» — говорит Кристофер Кнюзель, археолог из Университета Бордо, не участвовавший в исследовании. Тем не менее, по его словам, обилие насилия особенно выделяется на фоне кладбища, использовавшегося на протяжении веков.
На фотографии: мужчина был похоронен в Туннуг 1 между 100 и 300 годами нашей эры. Позднее было установлено, что на его позвонках были следы ударов. Железный сосуд и керамический горшок, похороненные рядом с ним, вероятно, содержали подношения для загробной жизни.
✍️Подписывайтесь на наш телеграм-канал и узнавайте больше о древних цивилизациях, их культуре и истории. У нас много интересного!


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев