С начала нынешнего года экспорт российского бензина увеличился почти на 40%, примерно до 1,8 млн тонн, несмотря на европейские санкции и ценовые ограничения, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники, знакомые со статистикой.Поданным издания, производство топлива зауказанный период выросло на5% - до11,8 млн тонн, аего запасы наНПЗ инефтебазах составляют более 2 млн тонн. Вматериале также указывается, что стоимость бензина набиржах спрошлой недели снова стала расти, втовремя доэтого падала попричине его избытка.Как сообщает Reuters, российский экспорт бензина впервом квартале текущего года вырос благодаря поставкам встраны Африки, начерный континент поставлено 812 тысяч тонн. Лидерами африканского направления стали Нигерия, Ливия, Тунис— причем напервую изних приходится 488 тысяч тонн.Вмарте, когда перед российскими нефтеперерабатывающими заводами появились сложности среализацией своей продукции навнешнем рынке, прежде всего вЕС, они стали перенаправлять экспортные потоки вдругие страны— вАзию иАфрику. Как заявил вконце марта вице-премьерРФАлександр Новак, «большинство наших энергетических ресурсов было переориентировано надругие рынки … дружественных стран». Кстати, поставки сырой нефти вИндию вмарте установили рекорд, составив 1,64 млн баррелей вдень. Это позволило России напротяжении полугода оставаться крупнейшим поставщиком нефти вИндию.Еслиже говорить остоимости топлива всамой России, тосредняя цена набензин кначалу апреля, поданным Роосстата, составляла 50,9 рубля, надизельное топливо— 58,3 рубля.Как известно, потолок цен нароссийскую нефть инефтепродукты Евросоюз истраны-члены G7 ввели с5февраля. Онсоставляет 100 долларов задля бензина идизельного топлива забаррель и45 долларов забаррель для нафты итемных нефтепродуктов. Введенные ограничения запрещают судовладельцам истраховым компаниям оказывать услуги потранспортировке данной категории товаров изРоссии поконтрактам, непредусматривающим данный ценовой потолок.Главный редактор сайта «Геоэнергетика.Инфо» Борис Марцинкевич указывает, что сапреля прошлого года данных обэкспорте бензина воткрытых источниках непоявляется, поэтому проверить информацию «Коммерсанта» официальными данными довольно сложно.—Сильно подозреваю, что вминистерстве энергетики наподобный запрос СМИ могут неответить. Скажем, объем поставок нашего газа упал после подрыва «Северного потока», встречных санкций, касающихся поставкам помагистрали Ямал-Европа иополовиненных поставок поГТС Украины. Побензину этого ненаблюдается. Судя потому, что переработка нефти унас непадает, переориентация экспортных потоков вэтом направлении унас произошла. Впользу этого свидетельствуют объективные показатели. Что касается географии поставок, тодля подтверждения повышения роли африканского направления следует дождаться данных оттаможенных органов государств, получающих топливо.«СП»: Вопрос, который, надо полагать, давно задают миллионы наших сограждан. Почему при росте нефтепереработки иэкспорта топлива неснижается стоимость бензина назаправках?—Цены повышаются, поскольку это политика правительства Российской Федерации. С2015 года кабмин проводит так называемый налоговый маневр, одобренный обеими палатами нашего парламента. Ежегодно увеличивается ставка налога надобычу полезных ископаемых (НДПИ) вотношении нефтепродуктов иежегодно снижается экспортная пошлина наних. Повышение НДПИ наши нефтеперерабатывающие компании рассматривают как рост себестоимости. Такова политика правительства страны. Это совершенно железобетонно иотменять эту практику никто несобирается, поскольку последние дискуссии наэту тему были в2015 году, перед еепринятием. Напомню, что встоимости топлива наАЗС порядка 70% - наши налоги: акцизы, НДПИ итак далее.
Как ивбылые времена, нефтянка выдавливается наизнанку понеизвестным для меня причинам. Напомню, что для получения разрешения наэкспорт сырой нефти наши компании обязаны показывать переработку науровне Е5. Сейчас собираются вводить еще иЕ6, ноникто неспрашивает, сколько это будет стоить. При этом для аграрного сектора право наэкспорт зерна никак несвязано спереработкой зерна вмуку или, скажем, производством макарон. Тоесть, вАПК можно вывозить зерно при минимальном объеме переработки. Думается, логично было ввести установленные нормы для всех. Скажем, запрещен экспорт круглого леса— абсолютно разумное решение. Еслибы существовали общие правила, можно былобы говорить оснижении налога нанефть вплане нефтепереработки. Ночего нет, того нет.Как считаетведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительствеРФ Игорь Юшков, вцелом данным «Коммерсанта» можно доверять.—Россия уже много лет экспортирует нефтепродукты— главным образом дизель, мазут, атакже нафту, бензина было значительно меньше. Сейчас поставки увеличились, нонерадикально. Здесь, скорее, имеет место нормализация ситуации— Россия ищет новые рынки сбыта. Раньше мыориентировались наЕвропу, поэтому уделяли большое внимание поставкам дизеля— наэтом рынке онтребовался для автомобилей. Сейчас мыподстраиваемся под другие рынки нефтепродуктов, поскольку там требуется больше бензина, тонаши компании делают упор именно нанего.«СП»: Одним изновых рынков, судя повсему, для нас является Африка.— Это действительно так. Раньше мы туда почти ничего из нефтепродуктов не поставляли, но в последнее время объемы экспорта на Черный континент растут. Там потребители делятся на два типа. Первый — это север Африки, включающий Алжир, Марокко, Египет, у которых имеются свои НПЗ. Они видят, как зарабатывает Индия, покупающая российскую нефть и перерабатывающая ее, после чего отправляя топливо в ту же Европу. Аналогичным образом поступают ближневосточные и североафриканские страны-производители нефти, закупающие российскую нефтепродукты и потребляющие ее на внутреннем рынке, а собственные отправляют на экспорт. Тем более, что у них там довольно удобное транспортное плечо для поставок в Европу. Второй тип покупателей — страны, которым требуется готовое топливо для внутреннего рынка. У них есть спрос на бензин, дизель, но нет собственной нефтепереработки. Вообще в Африке не так много НПЗ. Дело в том, что многие годы западные, китайские компании добывали там нефть, но не стремились строить там НПЗ, потому что она требовалась для их собственных рынков.«СП»:— Таких стран много?—Ихмного, итребуется время, чтобы совсеми подписать соглашения. Ивыходить наафриканский рынок нужно, хотя суммарно оннеочень-то велик. Конечно, там невсегда просто работать, они невсегда любят оплачивать, пытаются организовать какие-то бартерные схемы. Нонадо подстраиваться, искать вкаждом случае выгодные варианты. Важно, конечно, нескатиться вполитизацию инекопировать неудачный опыт советского периода, когда топливо поставлялось едвали небесплатно, потому что вкакой-то стране были наши друзья. Они, конечно, наши друзья, ноособственных интересах забывать неследует.«СП»:— Нетли признаков того, что правительство нашей страны может пересмотреть практику налогового маневра, когда объемы экспорта нефти инефтепродуктов невлияют настоимость бензина нароссийских заправках?— Пока такой вопрос никто не ставит, поскольку главное — заработать в рамках имеющейся системы. И стоит цель достижения показателей, заложенных в бюджете, не превысить те показатели дефицита, что были запланированы. А в дальнейшем, конечно, изменения налоговой системы потребуются. И на кардинальные меры не решаются — видимо, для того, чтобы позволить нефтяной отрасли приспособиться к новой ситуации в рамках действующей модели.Евгений Берсенев
Источник
#Нефтьигаз #АтакиБПЛА #бахмут #ВыборывТурции #Курьезы #нефть
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев