Редакция
Сейчас, когда все мыследим заигровыми новостями, нетак-то просто упустить очередную жемчужину, даже если речь идёт оскромном инди. Авот вовремена, когда соцсетей толком небыло, велик был шанс откопать что-то этакое, очём мало кто слышал. Сегодня вспомним такие игры ивещи поновее, которые прошли мимо массовой аудитории даже вэпоху Интернета.
Дмитрий Карнов. Druidstone: The Secret ofthe Menhir Forest2012 год подарил мне одну излюбимых игр— Legend ofGrimrock. Десять лет назад мой английский был гораздо хуже, чем сейчас, нодаже это меня неоттолкнуло отигры. Доставал словарик ивгрызался взагадки, пытаясь выбраться измногоэтажного подземелья. Тогдаже ястал пристально следить заразработчиками— студией Almost Human Games.Спустя пару лет вышел отличный сиквел, инаэтом серия, похоже, закончила своё существование. С2014 года откомпании неслышно новостей. Часть разработчиков покинули студию, объединившись под вывеской Ctrl Alt Ninja ив2018 году выпустили Druidstone— тактическую пошаговую RPG, вописании которой гордо значится «отсоздателей Legend ofGrimrock». Именно поэтому яобратил напроект внимание— инепрогадал.
Наскриншотах Druidstone выглядит хуже, чем вдинамике. Несмотря надовольно банальный сеттинг исредний художественный стиль, игра великолепно передаёт ощущение доброй сказки, для описания которого отлично подойдут эпитеты «ламповая» и«пряничная». Что-то подобное яощущал проходя Trine (забавно, что создатели обеих игр родом изФинляндии).
Страшная ошибка считать, что эти милые пчёлки не доставят вам проблем в бою.
Нонедайте ввести себя взаблуждение картинкой. Позубастости боёв Druidstone может дать фору многим другим пошаговым тактикам— иэто делает прохождение только интереснее. Практически все сражения выполнены ввиде головоломок, решать которые невероятно увлекательно, что роднит игру сшахматами или Into the Breach, где раздумывать над каждым ходом приходится понесколько минут. «Челленджа» взадания добавляют дополнительные условия, выполнять которые необязательно, ноочень хочется, заставляя ваш тактический гений работать наполную катушку.
Вцелом это всё, что вам нужно знать обигре. Аесли убедить вас поиграть вDruidstone мне так инеудалось, советую ознакомиться срецензией Кирилла Волошина, поставившего финской тактике заслуженное «Изумительно». Аябуду надеяться, что продолжение Legend ofGrimrock когда-нибудь всё-таки выйдет, ипродолжу следить затворчеством Ctrl Alt Ninja, потому что путешествие поМеньирскому лесу останется вмоей памяти как одно изсамых приятных игровых приключений.Илья ШарифовEmpire EarthИграю в«Цивилизацию» сколько себя помню. Стоит разок запустить, ивсё— пропал для мира нанеделю… влучшем случае. Впервую очередь меня всегда привлекала идея вырастить собственное государство, проведя его через множество эпох, начиная сголозадых мужиков сдубинами изаканчивая новейшей военной техникой идаже роботами будущего. Конечно, править собственной цивилизацией здорово, новоенные действия вигре довольно схематичные. Аведь круто былобы сражаться вреальном времени ипри этом также развиваться!
Моя первая и самая родная «цивка» — это Sid Meier’s Civilization IV.
Выскажете, что такая стратегия есть иназывается AgeofEmpires. Однако всерии АоЕ каждая игра берет отдельный период имыпроживаем лишь несколько еговех. Скажем, впервой «Эпохе империй» мыуправляли античным поселением ипроходили откаменного кжелезному веку, вовторой было Средневековье, автретьей— эпоха колонизации. Иэто, несомненно, замечательные игры, нохочется большего!
Раритет!
Забавно, что ведущий дизайнер оригинальной Age ofEmpires думал также. Новоплотить задуманное вжизнь Рику Гудману (Rick Goodman) удалось лишь всовершенно новой игре— Empire Earth. Ивней якак раз нашёл то, чего мне так хотелось вдетстве.Это стратегия вреальном времени, напоминающая AoE, нососвоими отличительными чертами. Здесь можно нанимать исторических персонажей, исполняющих роль героев; строить чудеса света (почти «цива»!); есть система боевого духа войск, которую вRTS явтевремена невстречал. Носамое главное ипримечательное вEmpire Earth— то, что здесь тывот этими вот руками тащишь народ через 14 эпох!
Кажется, именно со второй части началось моё знакомство с серией.
При переходе отодной формации кдругой полис преображается наглазах. Кто первый вступил вжелезный век, тот получает преимущество иможет настучать отсталым медноголовым противникам. Как ив«Цивилизации», начинается всё сдремучих доисторических времён, апосле тышаг зашагом, эпоха заэпохой продвигаешься кэре нанотехнологий, когда вбитвах участвуют роботы иармии поливают друг друга ядерным илазерным оружием!Помню, взял погонять игру уодноклассника ииграл только в«скирмиш»: ставил против себя тупых ботов, стартующих спервых формаций, асебе, конечноже, сходу набирал последнюю эпоху, нанимал киборгов ишёл красиво разносить дурачков. Чувствуя себя повелителем пришельцев из«Войны миров», иникакой вирус меня неостанавливал. УАХАХАХ!
Если слоники будут кушать кашу по утрам, однажды они вырастут и станут большими и сильными танками.
Если слоники будут кушать кашу по утрам, однажды они вырастут и станут большими и сильными танками.
Пожалуй, говорить, что Empire Earth— это крутая игра, окоторой никто неслышал, неправильно, носейчас обэтой серии помнят действительно немногие. Итем неменее стратегия была стоящей. Очень жаль, что франшиза погибла. Втретьей части разработчики пошли совсем нетуда, иеёпровал поставил крест набудущем серии. Хотя нафоне возрождения Age ofEmpires идаже нестоль популярного спин-оффа Age ofMythology ялелею надежду нато, что однажды иEE реанимируют.
Genghis Khan2Любим мывспоминать хиты для Sega: какую-нибудь Mortal Kombat, Golden Axe, Streets ofRage, TMNT, тусамую игру, где мужик двигает ящики наскладе… Вмоей памяти отложилась ещё одна игра, упоминания которой явстречаю крайне редко. Давообще невстречаю! Итем неменее она является одной изпредтеч Total War (возможно благодаря ейяиполюбил серию отCreative Assembly).Авторы Genghis Khan 2 предлагали нам взять насебя роль того самого завоевателя, чья империя заставила мир содрогнуться вXII веке. Как ивбудущих играх серии Total War, мыпостепенно захватываем карту, поделённую напровинции,— весь мир илиже отдельно взятую Монголию. Всамих регионах необходимо грамотно балансировать экономику, вести торговлю, нанимать войска ивлиять науспехи своих генералов (ихдаже можно понижать взвании!). Всё это было уже в«Чингисхане» наSega!
Если вам знакома эта картина, мой вам респект.
Единственное, что нельзя было осуществить натой консоли,— битвы вреальном времени. Ихзаменили пошаговыми боями вдухе «героев» или оригинальной King’s Bounty, когда тыпередвигаешь исталкиваешь спрайты человечков, обозначающих отряды.Если совсем необращать внимания нато, что творится втой или иной провинции, вней может вспыхнуть революция, вследствие которой наместе подконтрольной территории образуется новое государство (этож как мятежные города вRome: Total War!). Более того в«Чингисхане» есть такие штуки, как назначение наследника трона, подбор подходящего мужа для особы голубых кровей итак далее— ещё доэтих ваших Crusader Kings! Иразумеется, немогу неупомянуть элемент, непременно ассоциирующийся уменя стойже Civilization: природный фактор— катаклизмы, эпидемии ипрочее, что также влияет наположение дел как вотдельном регионе, так ивовсей империи.Порой вспоминаешь древние игры иудивляешься, насколькоже они были разнообразными, крутыми… исравниваешь стем, какие игры выходят сейчас. Конечно, играть было сложно, потому ябольше наблюдал загеймплеем бати, анепокорял мирсам. Ивсёже впечатлений отэтого оставалось неменьше.
Ачтобы красиво завершить свой спич, приложу волшебный саундрек.
Геннадий ВоробьёвMashedСMashed ястолкнулся совершенно случайно: когда мне в середине нулевых подарили компьютер, товместе сним шёл конвертик стремя игровыми дисками. Напервый взгляд ничего примечательного: Savage (мультиплеерная помесь экшена сRTS), Billy Blade and the Temple ofTime (платформер свайбами «Принца Персии») иMashed.ВSavage яиграть немог (нормального Интернета тогда мне ещё непровели), Billy Blade оказалась жутко тоскливой, авот Mashed заинтересовала. Суть простая: это гонка навыживание, где потрассе раскидано разное оружие— мины, пулемёты, масло итак далее. Нюанс втом, что основной режим игры построен ненауничтожении противников, анаумении управлять: победные очки получает тот, кто сумел оторваться отостальных машин нанужное расстояние. Поэтому главная ценность оружия вMashed— неразносить тачки вхлам, амешать имнормально ехать.
Конверт с моими первыми тремя ПК-играми у меня хранится до сих пор — а ему уже 18 лет, между прочим! Правда, кармашек с Mashed я в итоге оторвал, чтобы было удобнее таскать его по друзьям, а ещё записал там код, который открывает все трассы и режимы для мультиплеера.
Bionic Commando: RearmedИгра неточтобы неизвестная, ноочень ужхочется оней напомнить! Не зря же она получила аж 3.9 от Максима Кулакова.Rearmed вышла вовремена, когда было модно сопровождать крупный релиз небольшой игрой-спутником— примерно как Batman: Arkham Origins сArkham Origins Blackgate или Castlevania: Lords ofShadow 2 сMirror ofFate. Ипока студия Grin делала перезапуск Bionic Commando срукой-женой, онаже выпустила ремейк оригинальной игры бородатого 1988 года сNES.Ремейк близок коригиналу: тут тоже вид сбоку, аглавный герой неумеет прыгать— вместо этого онпользуется растягивающейся рукой-крюком, которая цепляется застены ипотолки, хватает бонусы, отбивает снаряды итак далее. Между уровнями надо перемещаться покарте, где ездят вражеские грузовики— если герой сними столкнётся, начнётся отдельный сегмент свидом сверху.
Икогда мой внутренний геймер возмущённо приказывал спасти отзабвения хоть что-то, ядаже неподозревала, что вмоей коллекции окажется квест, который нетолько развлечёт, нотакже научит римским цифрам, забору крови ирумынским суевериям, вдохновит прочитать «Дракулу» Брэма Стокера (Bram Stoker), заставит решать оккультные загадки, обезвреживать бомбы, кидаться ввампиров шиповником, гадать наБиблии исжигать церкви. Ивсё это отлица католического священника!Действие игры разворачивается в1920 году вТрансильвании. Главный герой, католический священник поимени Арно Мориани, вынужден отправиться изРима ввымышленный румынский город Владовисте, чтобы поработать неким адвокатом дьявола (именно так называлась игра врусской локализации) ивыяснить, достойнали канонизации врач иучёная Марта Калугарул. Женщина при жизни занималась исследованиями болезни крови, работала вхосписе, спасла множество жителей города, помогала вовремя войны и, кажется, заэто время обзавелась влиятельным поклонником, поэтому вопрос необходимо решить срочно.
Герой передвигается по статичным экранам, как это принято в играх point-and-click, общается с людьми, задаёт им каверзные вопросы, собирает улики и решает головоломки.
Владовисте расположен неподалёку от заброшенной резиденции Влада Цепеша, которая добавляет мрачности и так жуткому полуразрушенному городку.
Разруха — не единственная проблема Владовисте. Например, крест в одной из комнат гостиницы таинственным образом всегда падает, сколько бы Арно его ни переворачивал, а на полу под ним мозолит глаза пятно, которое невозможно отмыть.
Пустые колья, оставшиеся ещё со времён войны, отбрасывают совершенно непонятные тени.
Не обошлось и без жуткого кладбища, на котором у Арно тревожно стучит сердце.
А ещё за главным героем кто-то постоянно следит…
Заселившись вотель ипобродив повечернему Владовисте
под роскошную музыку, отец Арно вскоре выясняет, что сгородом, даиссамой Мартой, что-то нетак. Город полнится суеверными людьми, местные нехотят рассказывать всю правду оКалугарул, асама женщина перед смертью стала подозревать, что причиной смерти еёпациентов был вампир. Ища истину, Марта вконце концов настолько заинтересовалась историей Влада Цепеша, что даже захотела пройти понекоему Пути Дракона.Становится понятно, что человека стакой репутацией нельзя канонизировать, норабота Арно наэтом незакончена. Епархия поручает ему новое расследование— найти доказательства того, что вампиров несуществует инаконец-то развенчать миф, ставший популярным после нашумевшего романа Брэма Стокера. Задачка нетривиальная, ноиАрно отнюдь незаурядный священник, поэтому спылом берётся задело.
Пусть Арно и священник, он остаётся человеком, а потому не лишён причуд — например, герой гадает на Библии.
Игрок может в любой момент открыть книгу на случайной странице и посмотреть, какие события готовит ему грядущий день.
На определённых этапах квеста предсказания оказываются пророческими: помогают в решении головоломок или подсказывают верный путь.
Вскоре расследование принимает странный оборот. Раскопки узамка Цепеша, странные приезжие, мифы, находящие подтверждение вистории, догадки отом, что Марта была убита,— всё это расшатывает убеждения Арно, итот ныряет вгущу событий, чтобы самостоятельно пройти все мифические испытания Дракона ивстретиться сДракулой.Неторопливый, временами очень сложный квест спотрясающей заглавной темой очаровал меня настолько, что раз внесколько лет явозвращаюсь воВладовисте, чтобы вновь насладиться этой чарующей иодновременно зловещей атмосферой румынской глубинки.Игорь Ерышев. The Last Express
Крутая игра, окоторой мало кто знает,— такая простая идея для подборки, нокакже сложно выбрать один незаслуженно обделённый вниманием шедевр изцелого списка малоизвестных почти что хитов.Мой первый инстинкт— поставить напьедестал Outcast, великолепное научно-фантастическое приключение 1998 года. Там всё чудесно: иудивительное, внеземное настроение вдухе первой (только первой!) Mass Effect, иостроумные диалоги, итонны мелочей, благодаря которым немного аскетичные декорации впечатляют больше открытых миров последнихлет… Ноесть загвоздка: творение студии Appeal сложно назвать совсем ужмалоизвестным— спасибо журналистам, которые пихают его вразличные технические топы поповоду ибез (нет, коллеги, там вовсе не«воксельный» движок, хвалите бельгийский сай-фай посуществу!).
Что дальше? Хотел помянуть добрым словом Anachronox, «американскую JRPG» отТома Холла (Tom Hall), однако исней невсё так просто: цепляет она впервую очередь сюжетом, аон, увы, обрывается насамом интересном месте. Ипускай гейм-дизайнер давно обещает выпустить продолжение истории втекстовом формате, невижу смысла хвалить лишь первую главу фантастической комедии— еёнавеянный Chrono Trigger геймплей неточтобы достоин внимания сам посебе. Прости, Том, вдругойраз.
Итут, лишь стретьего раза, меня осенило— The Last Express. Лучшая игра Джордана Мекнера (Jordan Mechner), создателя оригинальной Prince ofPersia, иодна извеличайших адвенчур вистории жанра, вечно страдающего отнедостатка внимания.Повествует она опоследнем путешествии Восточного экспресса перед началом Первой мировой. История стартует, как принято вжанре, субийства взапертом изнутри купе. Друг покойного, беглый американский доктор поимени Роберт Кэс, решает найти виновного подороге вКонстантинополь, ногерой даже неподозревает, что встенах экспресса практически каждый пассажир плетёт сети непредсказуемых изачастую смертоносных интриг.
Без малого 10 лет назад именно The Last Express нашла место вмоём топе игр где-то рядом сMetal Gear Solid иDevil May Cry 3. Япомню каждый кадр. Помню ключевые эпизоды. Досих пор вижу, как разные герои вжимаются встену, когда проходят мимо меня подороге вресторан. Смоей первой (ипоследней) поездки прошла целая вечность, аясловно никуда инеуходил, по-прежнему исследую каждый вагон впоисках интересностей даулик.Идело вовсе невгеймплее— компетентном, неболее,— авэффекте погружения, достигнутом благодаря невероятной, почти маниакальной проработке всего ився. Стараниями Smoking Car Productions душный навид поезд фактически ожил, превратился вполноценного персонажа удивительной адвенчуры, вкоторой переплелись детективная драма, политический триллер, мистический хоррор и, разумеется, любовная история навсе времена. Мне несложно вспомнить шедевры, вфинале которых тянет пустить слезу, нолишь отэтой концовки уменя так сильно сжимается сердце.
Впрочем, печалит меня нестолько развязка, сколько судьба столь прекрасной игры. Её, конечно, высоко оценили критики, однако из-за ряда неприятных обстоятельств ейбыло суждено провалиться впродаже. Издателя поглотила другая компания, которую неинтересовал интерактивный «Восточный экспресс». Фактически готовый порт наPlayStation отменили. Мизерный тираж закончился лишь через год после релиза. Затраты напроизводство неокупились, истудию пришлось закрыть. Трагическое фиаско нанесколько лет отвратило Мекнера отиндустрии— иего сложно вэтом винить. The Last Express заслуживала большего. Иубедиться вэтом сегодня несоставит труда.Акакие игры высчитаете незаслуженно забытыми? Как обычно, пишите вкомментариях.
По материалам
#Перваяполоса
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев