Минстрой России письмом от 23.01.2025 № 3236-СМ/08 разъяснил о нормативно-правовом регулировании применения модульных зданий и сооружений
при строительстве социально значимых объектов в части их возведения, получения
заключения государственной экспертизы и ввода в эксплуатацию.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г.
№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее -
Федеральный закон № 384-ФЗ):
- здание - результат строительства, представляющий собой объемную
строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую
в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
- сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную,
плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную
и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях
и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения
производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного
пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Безопасность зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах
их жизненного цикла, обеспечивается посредством установления соответствующих
требованиям безопасности проектных значений параметров зданий, сооружений
и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла зданий, сооружений,
реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства,
реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) зданий,
сооружений и поддержания состояния таких параметров и характеристик
на требуемом уровне в процессе эксплуатации и сноса зданий, сооружений (часть 1
статьи 5 Федерального закона № 384-ФЗ).
Законодательство о градостроительной деятельности не оперирует понятиями
«модульное здание», «модульное сооружение», «модульные конструкции», «модуль».
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее
– Кодекс) определено понятие «объект капитального строительства»
под которым понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство
которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений
и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В ситуации, когда модульные объекты (конструкции) могут быть отнесены
к некапитальным строениям, сооружениям, определение которых дано в пункте 10.2
статьи 1 Кодекса, а именно в случае, если их конструктивные характеристики
позволяют осуществить перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку
без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик
строения, сооружения, их функциональное назначение в большинстве своем имеет
временный характер, проведение экспертизы проектной документации и результатов
инженерных изысканий в отношении таких объектов Кодексом не предусмотрено.
Монтаж таких объектов включает монтаж сетей инженерно-технического
обеспечения, благоустройство территории, подключение к инженерным сетям,
оснащение оборудованием/изделиями различного назначения.
Отнесение объектов к объектам капитального строительства
или к некапитальным строениям, сооружениям необходимо осуществлять
в соответствии с указанными критериями, при этом модульное строительство является
технологией строительства и не связано с отнесением объектов, созданных
с использованием данных технологий, к объектам капитального строительства
или некапитальным строениям, сооружениям.
Проектная документация для объектов капитального строительства,
которая включает использование заводских изделий (модулей), должна содержать
проектные решения с их обоснованием и описанием. Эти решения должны
соответствовать требованиям технических регламентов и других нормативных
документов.
Таким образом, технология модульного строительства является
всего лишь одной из технологий строительства, не исключающей необходимость
проведения в отношении строящегося объекта предусмотренных градостроительным
законодательством процедур.
Необходимость проведения экспертизы проектной документации
устанавливается нормами Кодекса и другими нормативными правовыми актами.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев