и пространстве в Москве.
От Малевича до ГЭС-2.
На этой выставке параллельно разворачиваются две истории.
Первая — о том, как пространство творчества выплескивается за пределы небольшого квадрата холста и разрастается до масштабов здания Дома культуры.
Вторая, еще более важная, - история взаимоотношений произведения и зрителя за послед-ние полтора века, в ходе которых шедевры перестали играть главную роль и из центра внимания сместились на периферию, превратились в необязательный фон для самоутверждения, рамку для селфи.
У английского слова square, в отличие от русского «квадрата», есть два значения - геометрическое и урбанистическое.
Правильный четырехугольник — а самой прославленной его версией в искусстве, бесспорно, является «Черный квадрат» Казимира Малевича — благодаря изобретению QR-кода стал вмещать в себя огромное количество информации «бесконечность и веч-ность», как говорил Малевич о своем полотне, которое на самом деле отнюдь не черное и даже не совсем квадратное).
Что до площади городской, то она, наоборот, с течением времени становится все более пустой, в том числе и потому, что наши совре-менники предпочитают общаться онлайн — у себя в смартфонах.
«Квадрат и пространство» объединяет эти значения слова square и предлагает посмотреть, как одна картина, предвещаю-щая конец живописи вот уже более сотни лет, служит стимулом для творческих открытий.
Прогулка по двенадцати разделам выставки дает возможность увидеть, как цвет и свет, форма и конструкция, образы города и человека в искусстве прошлого и настоящего трансформировались — прямо или косвенно - под влиянием одного небольшого черного квадрата на белом фоне, а искусство из четырехугольника на стене преобразилось в затягивающее зрителя пространство инсталляции.
Эти разделы — лишь малая часть возможных дорог, на чьих перекрестках встречаются художники разных времен и стран.
Они откликались и на идеи революционера-одиночки, призывавшего уничтожить музей как явление, и на технологическую революцию, которая помогла мечтам авангардиста сбыться: музей растворился в комфортном, наполненном светом пространстве, которое и музеем-то уже не назовешь. Фланирующая публика, сталкиваясь с произведениями искусства, часто воспринимает их уже не как традиционные экспонаты, а как занятные арте-факты, на фоне которых стоит сфотографироваться.
Малевич предсказывал подобные изменения в искусстве, музее и зрителях еще в начале Хх века, а итальянский архитектор Ренцо Пьяно ровно через сто лет задумывал проект превращения электростанции в Дом культуры «ГЭС-2» таким образом, чтобы подчеркнуть этот антропологический сдвиг. Своей ре-конструкцией Ренцо Пьяно попытался ответить на заданный когда-то одной картиной Малевича вопрос: для кого и для какого места создается искусство? Каждый из экспонатов выставки «Квадрат и пространство» предлагает свои ответы, и любой посетитель — будь то увлеченный зритель, фланер или человек с селфи-камерой — найдет себе здесь занятие.
Скорее всего, впечатления у всех будут различаться и даже противоречить друг другу, но показать красоту противоречий, на которых испокон веков стоит культура, — разве не лучший из возможных итогов любой выставки?
Фоторепортаж преподавателя нашей школы О. Рязановой с выставки в ГЭС2 (Москва)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев