Оспожинки – праздник глубоко языческий, уходящий корнями в самые недра славянской мифологии. Его название происходит от слова "госпожа", что указывает на глубокую связь с женским началом. В этот день славяне чествовали богиню Ладу – покровительницу любви, красоты и плодородия, и её дочь Лелю – юную богиню весны и новой жизни. Оспожинки – это праздник женской силы и мудрости. В этот день женщины становились главными действующими лицами ритуалов и обрядов. Они, подобно самой Матери-Земле, несли в себе силу плодородия и жизни.Рано утром девушки и женщины выходили к берегам рек, прудов и озер, чтобы встретить матушку Осенину. Они несли с собой кисель и свежеиспеченный овсяный хлеб – символы достатка, материального благополучия и изобилия. Образ Осенины в сознании наших предков сливался с образом Богоматери, поэтому к ней обращались: "Богородица Пречистая, избавь от надсады и маеты, мое житье-бытье освяти". На берегах водоемов девушки водили хороводы, танцевали и пели обрядовые песни. В центре хоровода становилась самая старшая женщина, держа в руках овсяный каравай. Затем хлеб разламывали по количеству присутствующих и несли домой. Им угощали домочадцев, а крошки скармливали скоту. В народе хлеб представляли знаком Божественного покровительства, а его ломти считались отличным оберегом от всякого зла.
Оспожинки занимают особое место в годовом цикле славянских праздников, совпадая с днем осеннего равноденствия. Этот астрономический момент, когда день равен ночи, символизирует переход от лета к осени, от времени роста и цветения к периоду сбора урожая и подготовки к зиме. В этот день наши предки проводили ритуалы, направленные на сохранение баланса в природе и в своей жизни. Они верили, что энергия, заложенная в обряды в день равноденствия, будет влиять на весь последующий год. Поэтому особое внимание уделялось благодарственным ритуалам, обрядам очищения и гаданиям на будущее.
В день Оспожинок вода приобретала особую силу. Славяне верили, что в это время она наполняется энергией уходящего лета и мудростью наступающей осени. Омовение в реках и озерах в этот день считалось не просто гигиенической процедурой, а священным ритуалом очищения души и тела. Особое значение придавалось родниковой воде. Родник, бьющий из-под земли, символизировал связь между подземным миром (миром предков) и миром живых. Вода из таких источников считалась целебной и магической. Её использовали для гаданий, лечения болезней и проведения различных обрядов. Празднование Оспожинок было наполнено красивыми и символичными ритуалами. Одним из главных обрядов было приготовление особого хлеба – "богача". Этот хлеб, золотистый и ароматный, словно само солнце, воплощал в себе благодарность Матери-Земле за её щедрые дары.
В этот день, как и в день весеннего равноденствия, в избах обновляли огонь – старый гасили и зажигали новый. В этом прослеживается вечный мотив умирания и воскрешения природы. Во избежание порчи и сглаза в новом огне сжигали старую обувь и одежду, а детей на пороге окатывали водой. Оспожинки – это не просто древний праздник, это живое воплощение мудрости наших предков, их глубокой связи с природой и понимания важности женского начала в мироздании.
Этот день, подобно драгоценному камню, хранит в себе отблески древних верований и ритуалов, напоминая нам о вечных ценностях – любви, плодородии и гармонии с окружающим миром. В современном мире, где так легко потерять связь с корнями, Оспожинки предстают как нить, связывающая нас с нашим прошлым, с мудростью предков и силой природы. Этот праздник учит нас ценить женскую мудрость, уважать силы природы и жить в гармонии с окружающим миром – уроки, которые актуальны сегодня как никогда прежде.
Ведущая рубрики - Зав.отделом по работе с молодежью - Л.В.Деревянко
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев