В начале 1920 года повсеместно в Иркутской губернии восстанавливается Советская власть. Многие преступники, не успевшие сбежать в Забайкалье, прячутся в сибирской тайге. Вчерашние офицеры-каратели объединяются в банды, привлекают дезертиров и уголовников, устанавливают связь с местными кулаками и подкулачниками. Картухайский купец Черепанов формирует свою банду. В этой банде оказались верхоленские прапорщики Шелковников, Шеметов, Яковлев, но в основном в банде были капелевцы.
Банда Черепанова переходит к открытой вооруженной борьбе.
В ревком поступают сведения о зверствах, творимых бандой. В каждом сообщении упоминается о личных "подвигах" фактического главаря банды садистки Анны Черепановой /Черепанихи/.
В Верхоленске стояла караульная рота красногвардейцев. Все
коммунисты и комсомольцы были объявлены бойцами части особого назначения /ченовцы/. В связи с тем, что в лесах бродили банды, Верхоленск был объявлен на военном положении.
На ликвидацию банды направляется отряд чоновцев под командованием А.Д. Мишарина. Несколько раз отряд настигал бандитов, но они уходили в тайгу не принимая боя. Однажды ночью отряд Мишарина остановился на отдых в таежном улусе Талай, черепановцы окружили
его, внезапно напали и полностью вырезали. Мишарин был зверски замучен.
Маневренная банда Черепанова пользовалась поддержкой местного кулачества, имела пособников в деревнях и улусах, терроризировала население, отбирала лошадей и коров, продовольствие, теплую одежду. Всех, на кого указывали кулаки, черепановцы после зверских пыток уничтожали.
Телеграфные сообщения того времени напоминают донесения с фронта. Вот одна из таких телеграми: «Из Верхоленска, принята 19 ноября 1920 года, три адреса: губвоенком, предгубревком, предгубчека.
Сводка оперативного отдела штаба советвойск Верхоленского уезда состобнию 7 часам 19 ноября. Противник занял Куленскую волость, отрезал ее от Верхоленска. Шайка обосновалась в деревнях Житово, Гогон, что в 20-22 верстах западнее Верхоленска, укрепилась, разобрала мост реки Куленги, беспокоит нас своими разъездами. Соприкосновением противником приходим частично ввиду малочисленности горнизона, части Иркутска не пришли, город охраняется сторожевыми охранениями днем и ночью. Численность банды определить точно не представляется возможным, послана разведка. Председатель утройки Розе, увоенком нач. штаба Быргазов, пом. начштаба Брауман».
Неуловимость банды объяснялась тем, что всюду у Черепанова были свои люди. Одни помогали бандитам по убеждению, большинство -
из-за страха за свою жизнь, за жизнь своих близких. Едва лишь на дороге показывался отряд чоновцев, как в банду уже мчался гонец:
"комиссары едут! ".
Много бед натворили бандиты. Но Советская власть гуманна.
Был опубликован приказ реввоенсовета Пятой Армии, гарантирующий жизнь бандитам добровольно сложившим оружие. Многие участники банд после опубликования приказа явились в органы Советской власти, раскаялись и заверили, что никогда не поднимут руки на свой народ.
В тайге оставались непримиримые враги Советской власти: белогвардейты-каратели, убийцы-кулаки и грабители-уголовники. Через несколько месяцев почти все они были выловлены чекистами и бойцами ЧОНа при активной помоци населения. Пришел конец деятельности банд офицеров Большедворского, Чернова, Донского и других, перестали терроризироватьнаселение бандиты-уголовники. Были выловлены и понесли засуженное наказание все активные участники черепановской банды. Но сам Черепанов и его жена все еще прятанись, притаились, а затем исчезли из пределов уезда. Позднее стало известно, что Черепанов умер в 1936 году в городе Чите, а его жену Анну Черепанову через 5 нет опознали в одном из городов Сибири.
А если верить, тому что рассказывают люди, то было примерно так:
Жена Черепанова, после его смерти продолжала путь с бандитами, и однажды ее ранило в бедро. Пулю достали, рана зажила. Но как талисман, она носила ее на шее, на веревочке.
Она было очень хладнокровной и кровожадной женщиной, некоторые говорят, что она мстила за мужа.
Когда твои преследования, она скрывалась так, что никто не мог обнаружить. К примеру, однажды затаилась в озере на долго и дышала через соломинку.
И когда уже годы взяли свое, от банды ничего не осталось, в одном из сел она остановилась жить. Вышла на работу в местный магазин.
По пуле, которая висела у нее на шее, опознали «Черепаниху», но на тот момент она представляла из себя старушку, которая помотала жизнь.
Срок давности истек, поэтому наказывать за все те преступления ее не стали ….
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев