Совкомфлот (FLOT) на Московской бирже: обзор ситуации, перспективы и инвестиционный разбор
Золото чёрное
в трюмах ржавеет медленно —
зима в порту
Введение: кратко о компании
ПАО Совкомфлот, это крупнейший российский судоходный холдинг, перевозящий нефть, нефтепродукты и газ флотом современных танкеров. Компания имеет ключевое значение для экспорта российского сырья после 2022 года на фоне мировых санкций.
1. Западные санкции против Совкомфлота: суть и последствия
Совкомфлот, это одна из немногих российских компаний, против которой были введены прямые западные санкции:
США внесли Совкомфлот и 69 его судов в SDN-list OFAC и OFSI в начале 2025 года. Это максимальные ограничения: блокировка активов, запрет любых операций с американскими лицами и банками, запрет долевого и долгового финансирования с Запада, отзыву подверглась даже ранее выданная временная лицензия на деятельность флота в иностранных водах.
Санкции ЕС и Великобритании распространились на отдельные суда и структуры компании.
Результаты санкций:
До 40% флота оказалось под рестрикциями, часть танкеров простаивает, а эффективность и загрузка флота снизились.
Ухудшились условия получения новых контрактов, особенно на западных маршрутах.
Осложнились кредитование и страхование рейсов, выросли операционные издержки из-за необходимости работы через посредников и перекредитовывания.
2. Санкции против российской нефти: влияние на бизнес Совкомфлота
С 2022 года действуют не только санкции против «Совкомфлота», но и ценовые и логистические ограничения на российскую нефть (классический price cap, усложнённое страхование грузов). В результате:
Совкомфлот вынужден искать обходные схемы перевозки и работать по более длинным и дорогим маршрутам (например, через Азию, Индию, Африку), что увеличивает расходы и снижает маржу.
Классический рынок премиальных европейских клиентов утрачен — теперь основа загрузки флота — долгосрочные российские проекты и новые, но менее прибыльные экспортные направления.
3. Текущее положение компании: ухудшение или восстановление?
Основные показатели за первое полугодие 2025:
Выручка снизилась на 30–49% к предыдущему году из-за проблем с загрузкой санкционного флота, простоев танкеров и сокращения западных контрактов.
Чистая прибыль за 2024 год была 37 млрд руб. (–46% к 2023). За первый квартал 2025 года зафиксирован убыток почти 400 млн долларов по МСФО, что является крупнейшим за все годы размещения компании на бирже.
Долговая нагрузка умеренная: чистый долг на конец Q1 2025 был $52 млн, общий долг составил около 1,3 трлн руб. (~20% от активов), что считается допустимым по отраслевым стандартам.
Обесценение флота, это значимая статья потерь, вызванная простоем санкционного парка и вынужденной консервацией судов.
Ликвидность падает, поэтому свободные денежные средства сократились почти на 20% за первый квартал 2025.
Дивиденды: по итогам 2023 и 2024 годов компания выплачивала дивиденды (8–11 руб. на акцию, доходность 10–12%). В 2025 году из-за убытков и высокой неопределённости дивиденды под вопросом, решения не принимались.
4. Поведение и динамика акций: причины падения
Основные причины падения котировок FLOT:
Ухудшение финансовых результатов после 2022, особенно после очередной волны санкций в январе 2025.
Утрата прозрачности прогнозируемых доходов: половина танкеров либо простаивает, либо работает по «серым» контрактам с минимальной маржой.
Отток институциональных и частных инвесторов, опасающихся долговых и санкционных рисков.
Снижение диверсификации бизнеса, зависимость от госзаказов и ограничения по диверсификации маршрутов перевозок.
Диапазон цен в 2025: акции торгуются в коридоре 80–95 руб. за акцию при балансовой ("справедливой") стоимости более 200 руб., что отражает потерю доверия к компании и заложенные на годы вперёд риски.
5. Перспективы на 1–2 года
Слабый сценарий: В условиях санкционного давления сохранится сложнейшая ситуация с загрузкой флота и потерей контрактов, то есть риски убытков (или околонулевой прибыли) останутся до 2026 года.
Базовый сценарий: Если Совкомфлот сумеет увеличить долю отечественных и азиатских контрактов, возможно частичное восстановление, но не выше докризисных уровней.
Позитивные факторы: Устойчивость обеспечит наличие длинных контрактов на транспортировку нефти по внутренним маршрутам и в Арктике (до 50% от парка имеют обеспеченные контракты). Умеренный уровень долгов позволяет компании выживать даже при падении прибыли.
6. Перспективы на 10–20 лет
Долгосрочные риски: Санкционный режим с большой вероятностью сохранится на долгие годы. Глобальный энергетический переход, развитие СПГ-транспорта, конкуренция с "теневым флотом" снизят маржинальность российского морского экспорта.
Будущее нефти: Постепенный уход мира от нефти и рост ограничений (экологических, логистических) могут привести к сокращению экспортной базы России, уменьшению загрузки флота и медленной деградации бизнеса, несмотря на краткосрочные попытки использовать новые маршруты (типа, Северный морской путь).
Возможные драйверы: Единственный путь к восстановлению привлекательности компании, это снятие хотя бы части санкционных ограничений (что вряд ли произойдет в ближайшие годы), и/или значительное развитие транспортировки российской нефти, например, через новые рынки Африки и АТР.
7. Инвестиционная рекомендация
На август 2025 года бумаги FLOT имеют следующие недостатки:
Краткосрочные убытки, отсутствие прозрачных прогнозов по прибыли.
Максимальное санкционное давление, сокращение выручки и рентабельности, снижение ликвидности.
Высокая вероятность отсутствия или сокращения дивидендов ближайшие 1–2 года.
Бессрочный санкционный риск: любые позитивные новости могут привести лишь к технической коррекции, но не меняют общий тренд.
Вывод:
Покупать акции Совкомфлота сейчас крайне рискованно даже несмотря на внешнюю дешевизну (коэффициент P/BV < 0,5). Если есть открытые позиции, то разумнее использовать даже кратковременные восстановления для фиксации убытков и выхода прочь из этой бумаги. Для долгосрочных инвестиций компания выглядит спекулятивным активом с преобладанием негативных сценариев; позитивный исход может наступить только при снятии санкций, что маловероятно в обозримой перспективе.
Резюме: Совкомфлот, это крупнейший игрок российской логистики углеводородов, но санкционный прессинг, структурный спад на рынке и ущерб бизнес-модели не дают практически никаких оснований для долгосрочной инвестиционной привлекательности этих акций сегодня.
.
Дивиденд — чайка
над серым морем кружит —
не сядет на палубу
.
(Не является ИИР.)
.
Нет комментариев