Основатель и бессменный лидер панк-рок-группы «Сектор Газа».
Родился 27 июля 1964 года в Воронеже. Отец — Николай Митрофанович Клинских, инженер Воронежского авиационного завода; мать — Мария Кузьминична Клинских.
В школе Юрий учился удовлетворительно. Музыкального образования не получил. Страсть к стихосложению ему привил отец, который писал стихи и пробовал публиковаться. Клинских с раннего возраста узнал о существовании западной рок-культуры, так как в семье часто слушали рок-н-ролл. Вскоре, после этого он решил самостоятельно освоить гитару. Юрий начал сочинять стихи, из которых потом складывались тексты его первых песен.
По окончании Воронежской средней школы № 30 (выпуск 1981 года), расположенной в микрорайоне ВАИ, работал на заводе и параллельно учился в ДОСААФ на шофёра. До армии познакомился с будущей женой — Галиной. Служил на Дальнем Востоке (в Благовещенске) в танковых войсках (в батальоне обеспечения учебного процесса Благовещенского высшего танкового командного училища) механиком-водителем. Уволился в запас в 1984 году.
После службы в армии Юрий Клинских пять лет проработал инспектором ГАИ, неся службу на перекрёстке у «Пролетария» и на площади Ленина. По воспоминаниям современников, Клинских выписывал штрафы всем провинившимся вне зависимости от статуса и чина, за что получал выговоры от начальства.
Последние месяцы контракта дослуживал во вневедомственной охране, затем работал фрезеровщиком, оператором станка с ЧПУ на воронежском «Видеофоне» и грузчиком. В свободное время играл на акустической гитаре и писал песни. Увлекался просмотром фильмов ужасов, а также чтением мистической литературы, что стало одним из источников вдохновения в дальнейшем.
Своё творчество воспринимал как хобби, даже не мечтая о большой сцене.
В 1981 году Юрий Клинских записал на магнитофон акустический альбом и частично перезаписал его в 1985 году. После открытия в 1987 году воронежского рок-клуба стал его завсегдатаем. 5 декабря в клубе состоялся концерт, на котором Клинских исполнил несколько песен собственного сочинения.
В течение полугода он выступал сольно под названием «Сектор газа», полученным благодаря прозвищу части Левобережного района Воронежа, известного напряжённой экологической ситуацией и криминогенной обстановкой. Первый электрический состав коллектива сформировался только в июне 1988 года и в дальнейшем часто менялся.
В 1989 либо 1990 году Клинских вместе с остальными участниками «Сектора газа» принял участие в качестве бэк-вокалиста в записи на студии Black Box песни «15 человек на сундук мертвеца» воронежского музыканта Андрея Колтакова (Бонифация), вошедшей в альбом «Похмелье» 1990 года под названием «Сундук и мертвец».
Известность группа Юрия Клинских получила в 1990 году после выхода альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь». Успех простого воронежского парня стал возможен благодаря горбачёвской перестройке, голодной до запретных тем. Для него не существовало цензуры, он пел про всё и обо всём. Из-за обилия ненормативной лексики в текстах песен «Сектор Газа» на протяжении долгого времени оставался в андеграунде. Юрий Клинских в те годы работал сначала на заводе бытовой электроники, затем грузчиком; музыка заработка не приносила. До 1991 года за пределами Воронежа концертов группа не давала (за исключением единственного выступления в Череповце в 1989 году). Записи «Сектора газа» распространялись по стране усилиями поклонников. Песни Хоя знал весь СССР, причём поклонники первое время не представляли, как внешне выглядит их кумир; пользуясь этим, по стране разъезжали двойники и давали концерты под фонограммы группы.
Что касается псевдонима, то он произошёл от фирменного клича Клинских: «Хой!», — который тот часто произносил во время своих выступлений, а также использовал в своём творчестве. По словам самого Клинских, слово «хой» он начал употреблять в обиходе после длительного прослушивания группы «Гражданская оборона». Но в последние годы жизни Юра стал меньше им пользоваться.
4 июля 2000 года в 12:37 в Воронеже Юрий Клинских скончался в частном доме по улице Барнаульской, 9. В этот день он собирался ехать на съёмки видеоклипа «Ночь страха» на воронежской студии «Art-Prize». Оператор НТВ Олег Золотарёв (в эфире программы «Башня» на РТР) осенью 2000 года вспоминал о совместной работе над клипом «Ночь страха»: «Вот уже в июне-месяце он мне позвонил, сказал, что будем срочно, срочно будем снимать клип. 22 июня первый раз начали снимать. Последний раз съёмка назначена была как раз на день его смерти. Мы на четыре часа договорились, дня. Я сидел его ждал. Ждал, ждал, ждал… Вместо него позвонил Андрей Дельцов, сказал, что Юры больше нет».
Подруга Хоя Ольга Самарина в книге «„Хой!“ Эпитафия рок-раздолбаю» описывает распорядок последнего дня Хоя так:
А утром 4-го числа он должен был встречаться с оператором, а вечером у нас должна была быть съёмка. А до этого он ещё должен был с гримёром встретиться, нужно было загримироваться к съёмке. Ну, мы договорились встретиться часов в двенадцать, начало первого и боялись проспать…
По неофициальной версии, Клинских ранее принимал наркотики (в совокупности с серьёзной алкогольной зависимостью) и страдал от гепатита, что и стало причиной смерти. Скорая помощь прибыла к дому слишком поздно. Обстоятельства смерти остались невыясненными, а данные о проведении вскрытия отсутствуют. Милиция подробного расследования не проводила.
Последней студийной работой Юрия Клинских и группы «Сектор Газа» стал альбом «Восставший из ада», вышедший уже после его смерти.
Смерти Клинских предшествовали странные обстоятельства. Так, на своём последнем концерте он пытался исполнить песню «Демобилизация» под минусовку, однако не сумел этого сделать и просто ушёл со сцены. Эту же песню при записи последнего альбома «Восставший из Ада» звукорежиссёр группы Андрей Дельцов порекомендовал включить в следующий альбом (она якобы не подходила по стилистике), но Клинских убедил звукорежиссёра не делать этого, опасаясь не дожить до следующего альбома.
В одной из песен он также пел: «Сектор газа — здесь не дожить до сорока», и по стечению обстоятельств, он не дожил до 36-летия 23 дня. В песне «Укус вампира» также есть слова, описывающие его же смерть, ставшие впоследствии пророческими:
Я не знаю, что случилось,
Но трясёт меня, и жарко в груди.
Я не знаю, что случилось,
Но мне кажется, что смерть впереди.
Со слов Ольги Самариной, у Клинских прямо перед смертью действительно жгло в груди — «кровь кипятком по венам бежит», «всё огнём жжёт».
Похороны состоялись 6 июля 2000 года в Воронеже. Прощание проходило в ДК «Луч», куда, несмотря на сильный ливень, проститься с Юрием пришли многие воронежцы. В Успенском храме было проведено отпевание. Затем Юрий Клинских был похоронен на Левобережном кладбище (кладбище «на баках», юго-восточная часть, участок 7а). Возле его могилы есть своеобразная «Стена Хоя», испещрённая надписями «Сектор Газа», «Хой жив!», строчками из его песен и цитатами по аналогии со стеной Цоя. 28 июня 2011 года на могиле Юрия Клинских был установлен надгробный памятник, а в 2012 году изготовлен виртуальный тур по его могиле.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев