Данные — топливо маркетинга и продаж. Каждый день производится 328 миллионов терабайт информации. Чтобы бизнесу не утонуть в таком «потоке» и использовать сведения в свою пользу, нужна платформа клиентских данных.
В зависимости от задач компании, масштабов и процессов внедряются платформы: DMP, ESP, CRM, ERP, CDP. Каждая собирает, хранит, систематизирует данные.
В статье разберём, что означают эти аббревиатуры, что из них — система автоматизации маркетинга, где реализован сервис массовых рассылок, зачем и когда эти платформы использовать бизнесу.
Что такое DMP
DMP (Data management platform) — платформа для сбора, структурирования и хранения данных о пользователях, которые используют в продвижении товаров и услуг. Это важное программное обеспечение для маркетинга.
DMP система хранит
три типа данных:
- First-party data — информация, которую компания собирает непосредственно от пользователей и из собственных ресурсов: емайл, заказы, посещения сайта и так далее.
- Third-party data называют сторонними, потому их представляют агрегаторы. Сведения третьего порядка содержат общую информацию об аудитории: поведении, покупках, предпочтениях.
- Second-party data — данные о поведении юзеров на партнёрских источниках: сайтах, приложениях, в соцсетях и других.
Когда и зачем использовать DMP
- Персонализация. Достаточное количество данных о клиенте — возможность презентовать преимущества продукта, которые для него важны. Персональные предложения повышают эффективность рекламы и шансы на конверсию. В DMP персонализация происходит для сегментов, которые формируются на основе собранных сведений
- Управление клиентскими данными. Избыточность информации для маркетологов — не равно успешность работы. Платформа данных DMP правильно собирает её и систематизирует, чтобы лучше узнать аудиторию.
- Экономия маркетингового бюджета. Правильная работа с данными усиливает рекламные кампании и помогает избегать работы с каналами с малой отдачей. То есть бюджет не тратится вслепую. Кроме того, количество информации в DMP и возможности для аналитики дают инсайты для омниканального продвижения через маркетинговые инструменты.
Что такое ESP
ESP (Email service provider) — сервис для рассылок по эмэйл для маркетинговых и других коммуникаций с клиентом. При этом платформа работает для
автоматизации маркетинга: управляет клиентской базой и отправляет письма.
Сервис почтовых рассылок поддерживает:
- шаблоны для имэйл;
- отправку писем по сегментам, в том числе для тестирования успешных вариантов;
- сбор адресов и сведений об открываемости, кликам, попаданию в спам и так далее.
Когда и зачем использовать ESP
ESP платформы простые в работе и нужны, чтобы: - Упростить работу маркетолога за счёт автоматизации системы рассылок. Благодаря шаблонам отправка емэйл становится быстрой и не требует особых навыков. Нужно настроить один раз, а дальше только контролировать и корректировать email-кампании.
- Вести эффективные маркетинговые коммуникации с клиентами. Платформа для рассылок регулярно напоминает клиентам о бренде: предлагает в письмах новые товары, продвигает акции и реанимирует «спящих». Также в ESP есть инструменты аналитики для оценки эффективности цепочек писем.
- Собирать и упорядочивать базу email. ESP — сервис для маркетинга, который интегрируется с другими платформами (например, с соцсетями) для прямого получения адресов с рекламных кампаний. Внутри база клиентов сегментируется. Также списки адресов просто импортируются из других источников.
Что такое CRM
CRM (Customer relationship management) — система управления отношениями с пользователями, которая собирает информацию с каждого этапа пути. На основе данных появляется карта клиента (единый профиль). То есть это
омниканальная платформа, которая хранит историю сделок, звонков клиента, обращений в техподдержку и так далее. Так происходит объединение и тесная работа маркетинга и продаж.
CRM системы для бизнеса различаются по направлениям работы, которые они обслуживают: маркетинговые, операционные для процессов отдела продаж, отраслевые, сделанные под определённую сфера бизнеса. Есть также платформы, которые объединяют разный функционал.
Когда и зачем использовать CRM
CRM нужна, чтобы:- Следить за действиями клиента на каждом этапе воронки продаж. Все действия фиксируются и анализируются, поэтому можно увидеть причины успешного и неуспешного пути к конверсии.
- Автоматизировано собирать клиентскую базу. CRM избавляет от ручных действий и таблиц: информация обычно попадает в систему через интеграции и налаженные процессы автоматизации. Это ускоряет работу и уменьшает риск ошибок и дублей. Результатом сбора данных становится персонализация.
- Эффективно обращаться с клиентами. В CRM реализуется автоматизация маркетинга и продаж через напоминания. Платформа по собранным данным укажет, когда позвонить или отправить клиенту письмо для вовлечения. Это поддержка постоянной коммуникации с пользователями и оперативное решение проблем, что важно для лояльности и повышения продаж.
Что такое ERP
ERP (Enterprise resource planning) — системы планирования ресурсов предприятия, которая автоматизирует внутренние процессы бизнеса и объединяет их в одном месте. Платформа включает производственные, финансовые блоки, интегрирует отчётность, данные об управлении персоналом, закупках, цепочках поставок и другие.
Продвинутая ERP система даже умеет синхронизироваться с сетями внешних партнёров. Планирование ресурсов предприятия применяется в разных отраслях, для которых разработаны специализированные решения.
Когда и зачем использовать ERP
- Увеличивать скорость и продуктивность работы. Процессы автоматизируются, поэтому сотрудники избавляются от рутины, у них появляется время на стратегические вопросы, становится меньше перегруза.
- Получать актуальную информацию в любой момент времени. ERP — это, в том числе система управления данными клиентов, сотрудников, отделов, к которым быстро и просто получить доступ и сформировать нужный отчёт, а не собирать сведения из разрозненных источников.
- Сделать бизнес прозрачным. Когда бизнес-процессы отображаются в одной системе, легко найти, где происходят сбои в работе, анализировать трудности. Это ещё один инструмент контроля и быстрая реакция на изменения.
Что такое CDP и в чём её преимущество перед DMP, ESP, CRM, ERP
CDP (Customer data platform) — система, которая собирает данные из разных каналов для систематизации и объединения. Также программное обеспечение создаёт единый профиль клиента, где хранится контактная информация, сведения о действиях, заказах.
CXDP (Customer experience data platform) — продвинутая версия CDP, которая получает информацию по коммуникации с пользователями из внешних источников. В CXDP такой функционал реализуется в отдельном блоке, где планируется общение с клиентом на основе данных.
Когда и зачем использовать CDP
CDP платформа— это инструмент, чтобы:
- Собирать все данные о клиентах. Персональная информация и сведения об их поведении в соцсетях, на сайтах, в мессенджерах, подключенных к CDP, аккумулируются в профиле. Это создаёт полный портрет клиента.
Нет комментариев