ВОСКРЕШЕНИЕ К ЖИЗНИ
Заканчивается Великий пост. Страстная неделя… Великая суббота… В воскресенье – день Святой Пасхи, которая празднуется каждый год в разные числа, и это зависит от лунного календаря. Как день сравняется с ночью по времени, вот в первое воскресенье после первого полнолуния – день Святой Пасхи. Старые люди умели все это просчитывать на пальцах и хранить в памяти, когда какой праздник православный.
В 1995 году, например, сороки выпадали на 10 апреля, а вербное воскресенье – через неделю, 16 числа было, а Пасху праздновали 23 апреля. Крестьянин все это на ус мотает, прикидывает в уме: какое будет лето, что сажать, что сеять… Беда, коли засуха.
В вербное воскресенье освящают в церкви молодые побеги вербы, ставят их дома в кувшины с водой, а когда оттает земля – сажают возле колодцев, в левадах, над ручьями, вдоль изгороди, или на песках-кучугурах, чтоб остановить движущиеся барханы. А если уж в семье появился ребёнок, то сам Бог велел отцу посадить двадцать верб на своем приусадебном участке, в леваде вместо живой изгороди. Через два десятка лет вырастет свой лесок на постройку хаты для сына или дочери.
Посаженные вблизи колодцев деревья никто не трогал, их оберегали, огораживали, и они, пережив несколько людских поколений, до сих пор удивляют своей долговечностью, величавостью кроны и неохватностью ствола. Кое-где по хуторам такие вербы возле старых колодцев сохраняются. А старожилы, с гордостью могут напомнить: «Вон энта верба свяченая».
У степного жителя к деревьям дружелюбное отношение. Построил дом – надо посадить рядом фруктовые саженцы, обязательно – сирень. Одни отблагодарят в зной прохладой, другие – эстетическим видом, плодами, ягодами, которыми будут пользоваться, может, и внуки.
Но вот праздник Пасха Господня. В старину во всех семьях строго соблюдали пост, не вкушали мясного, но готовили к разговению и сало, и яичко. Яичко уже своё курочка снесла, и маслица набили из сметаны. Коровки по хутору уже у всех отелились, первое молозиво жарят детям, чтоб росли и не болели. К праздничному столу, пекутся пасхи, куличи, варятся яйца в луковой шелухе. Детям не терпится отведать сладкую макушку на печеном хлебе, тыкают пальцами, выбирая изюм и сладкую обливу, а бабушки ворчат, прячут красоту, сделанную своими руками, куда-нибудь в шкаф. Сегодня ничего нельзя трогать, а завтра все это будет выставлено на праздничный стол.
За полночь кто-нибудь из семьи едет с сумками, корзинами в церковь. Обычно в эту ночь звездное небо, легкий заморозок. На Дону разлив. Старый лед ушел или вот-вот уйдет, пойма разливается на километр, а то и два. В ночи на реке шлепают весла, урчат лодочные моторы, переправляя с противоположной стороны реки верующих на всеночное бдение. Понтонный мост снят на время половодья, самоходная баржа плавает аж до Базковской пристани возле элеватора.
В церкви Святого Архистратига Михаила уже идет служба. Горят красные лампады, свечи. Прихожане вежливы, знакомые приветствуют друг друга легким поклоном головы. Всё внимание к молитвам, иконам.
Казаки в своей традиционной форме охраняют храм. Для них это почетная обязанность.
К рассвету верующие выходят из храма, а те , кто пришёл рано, вокруг церкви стоят кольцом, выставили перед собой на скатёрках пасхи, крашеные яйца, шпиг, окорока. Горят в руках и на хлебах свечи с колышущимися язычками огоньков.
Священник и певчие в праздничных одеждах обходят ряды. Летят во все стороны брызги свячёной воды. Всем хочется, чтобы капельки благодати попали на пасхи и собственные лица. Слышно громкое: «Христос воскрес!». Сотни голосов отвечают дружно: «Воистину воскрес!».
…И вот уже все спешат по домам, жизнерадостные и веселые с доброй вестью о воскрешении Спасителя рода человеческого.
Дома ждут. Накрывается стол. Всякому гостю рады, все поздравляют друг друга, целуясь по русскому обычаю трижды - с присказками, веселым радушием. За столом крестятся на икону в переднем углу, разговляются в первую очередь тем, что принесено из церкви.
В каждой семье радость: Христос воскресе! И даже солнце в это утро играет радугой и лучами.
Нет комментариев