Здоровый образ жизни — это основа физического, психического и социального благополучия человека. Важно формировать здоровые привычки у детей с раннего возраста, поскольку именно в детстве закладываются основы, которые влияют на их будущее. Уже с раннего детства надо прививать ребенку умение заботиться о себе, как о своем физическом состоянии, так и о психоэмоциональном состоянии.
На протяжении всего детства у ребенка формируются представления о своем физическом состоянии, которые сопровождаются определенными телесными ощущениями и эмоциональными переживаниями, приобретаются знания о факторах, укрепляющих или наносящих вред здоровью, выстраивается система мотивов, которая определяет его поведение. Поэтому наряду с реализацией школьных образовательных программ необходимо создавать здоровые семейные традиции, направленные на поддержание здорового образа жизни. Именно в семье ребенок перенимает культурный опыт заботы о себе и своем здоровье. Недостаточное внимание со стороны семьи к этим важным вопросам может препятствовать усвоению детьми ценностей здорового образа жизни.
Формированию здорового образа жизни зачастую препятствуют средства массовой информации, создавая неправильную модель поведения. Например, образ привлекательной девушки в большинстве случаев представляется через модельную внешность, предполагающую жесткие ограничения в еде, тогда как сбалансированная система питания является основой здорового образа жизни. Система информирования учащихся об отдаленных последствиях нездорового образа жизни недостаточно учитывает специфику возраста и индивидуальные психологические особенности учащегося.
Например, для подростков характерны выраженные реакции группирования, когда принадлежность к группе, принятие и реализация ее идей и установок могут быть более значимыми, чем личные ценности. Для реализации ценностей здорового образа жизни школьникам зачастую не хватает личностного смысла, либо он вступает в противоречие с другими мотивациями. К примеру, ценности здорового образа жизни могут противоречить позитивному для подростков смыслу табакокурения как форме общения и атрибуту принадлежности к подростковой группе.
Основные компоненты здорового образа жизни:
● Распорядок дня. С целью предупреждения формирования поведенческих паттернов и патологических привычек, противоречащих критериям здорового образа жизни, необходимо своевременно обучать школьников умению организовывать собственный распорядок дня и следовать ему. Сбалансированный режим должен включать время для учебы, общения, отдыха, физических нагрузок, приема пищи, сна и др. Соблюдение такого распорядка будет способствовать слаженной работе организма, поддержит баланс между учебой и периодами отдыха и повысит работоспособность.
● Личная гигиена. Не менее важным для здоровья школьников является соблюдение правил личной гигиены, умение заботиться о себе, оказывать первую медицинскую помощь. Выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
● Правильное питание. Большое значение для физического здоровья и мыслительного процесса имеет сбалансированное рациональное питание: оно обеспечивает правильный рост и формирование организма детей школьного возраста. Дети должны получать достаточно витаминов, минералов, белков и других питательных веществ.
● Регулярная физическая активность. Важнейшим условием здорового образа жизни является организация ежедневных утренних разминок, еженедельных систематических занятий спортом и прогулок на свежем воздухе. Физическая активность важна для укрепления здоровья, поэтому необходимо уделять для этого время. Это могут быть игры на свежем воздухе, занятия спортом, танцы или просто прогулки. Важно выбрать ту активность, которая интересна ребенку.
● Психологическое благополучие. Психологический аспект здорового образа жизни предполагает развитие у школьников навыков эмоциональной саморегуляции, умение ориентироваться в новых ситуациях, ставить значимые жизненные цели и достигать их.
● Здоровое окружение. Создание здоровой и безопасной среды для нормального роста и развития ребенка. Дети часто подражают взрослым. Надо объяснять детям о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков, последствиях вредных привычек и нездорового выбора. Учить ответственному поведению, делать правильный выбор, принимать решения в пользу здоровья. Важно воспитывать через здоровый пример. Взрослым самим нужно практиковать здоровый образ жизни, осознанный отказ от вредных привычек, чтобы служить положительным примером.
Формируя у детей правильные привычки, мы не только заботимся о здоровье детей, но и дарим им возможность вести полноценную и счастливую жизнь. Задача взрослых - создать поддерживающую и активную среду, в которой дети смогут развиваться физически и эмоционально, формируя ценные навыки для будущего. Создание фундамента здоровья в детстве - это инвестиция в будущее, и каждый шаг на этом пути имеет значение.
Материал подготовил: Медицинский психолог ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» Нарыйа Николаевна Гуляева
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев