Каллиграфия (от греч. «красивое письмо») — общий термин для красивого рукописного письма.
В этом широком смысле он долгое время являлся синонимом чистописания, что было отражено в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля.
Между тем, в древности каллиграфическим письмом владели только особо обученные люди — писцы. Профессия писца была характерна для многих имевших письменность культур, пользовалась уважением и почётом и заключалась в переписывании и украшении священных текстов и манускриптов, записи исторических хроник и аккуратном ведении документации царей и вельмож. В последующие эпохи расцвета таких бюрократических структур, как канцелярии и департаменты, там служили писари — чиновники для письма, уделявшие большое внимание написанию деловых бумаг, часто вычурному и витиеватому.
В настоящее время слово «каллиграфия» используется в более узком значении, как изящно-декоративное оформление знаков, как правило, творчески искажённых и включённых в узоры, геометрические фигуры и иные художественные изображения. В сегодняшнем понимании каллиграфия — это изысканное и утончённое письмо с целью создания графических произведений. Корнями это искусство уходит в страны Древнего Востока, но с течением времени распространилось, став популярным и в России. В некоторых странах, например, в Японии или Китае, каллиграфия — часть национальной культуры. Лучшие творения художников-каллиграфов, которые создали уникальные шрифты, графику и рисунки — это настоящие шедевры, украшающие многие музеи мира.
В работе каллиграфы пользуются особыми инструментами и материалами — перьями с наконечниками разных видов, плоскими и круглыми кистями, стальными щётками, ручками, карандашами, маркерами, фломастерами, мелом, а также различными пастами, красками, чернилами и тушью.
Обучение каллиграфии сегодня — это не учёба обычному письму, которым пользуются в повседневной жизни, а обучение художников созданию произведений искусства с использованием специальных инструментов и материалов.
Музей «Каллиграфа» насчитывает более полусотни раритетных русских прописей, изданных в XIX и начале XX века. На самом деле, это не только прописи, но и самоучители каллиграфии, образцовые листки, каллиграфические тетради, наглядные уроки письма, различные руководства и т.п.
Наиболее популярными из них традиционно считались пособия Василия Гербача (1845-1902), изданные им самим или его наследниками. Как правило, они выпускались большими тиражами, предназначались для церковно-приходских школ и назывались не иначе как «гербачи». Впрочем, с середины XIX века в Российской империи были известны и другие имена учителей каллиграфии — Михаил Бриф, Иван Богданов, Иван Главинский, Порфирий Градобоев и т.д. Все они, так или иначе, внесли вклад в создание различных вариантов каллиграфического русского почерка, который по сей день вызывает неподдельное восхищение.
Хотя прекрасно вырисованные завитушки, вензеля, узоры и виньетки замечательно выглядели в эпистолярных творениях и канцелярских документах, они существенно замедляли темп самогó письма. Оно было медленным и плохо приспособленным к ритму деловой жизни и к обучению школьников.
В отличие от чистописания, каллиграфия в своём современном усложнённом виде ни только не облегчает, но и затрудняет и само написание, и последующее чтение написанного текста, поэтому её использование в быту или в школе является редким исключением. Печально, но практика показывает, что повседневный почерк многих современных художников-каллиграфов некрасив, а при ускорении письма плохо понимается или же вовсе нечитаем.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев