«Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте»
Письмо и чтение – база, необходимая для обучения в школе. Чтобы предупредить различные нарушения письменной речи, следует уделить внимание профилактике дисграфии у дошкольников
ЧТО ТАКОЕ ДИСГРАФИЯ?
Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием правил грамматики. Нарушение проявляется стойкими, типичными ошибками:
замена букв схожими по звучанию: б-п, т-д; неправильное окончание слов; слитное написание предлогов; отсутствие отступов;
«зеркальное» письмо; неразборчивый почерк и ряд других.
При полноценном развитии фонематической системы, ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь определять следующее: какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;
сколько всего звуков в слове;
последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т. д.);
место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.
Отсутствие данных умений у ребёнка, поступающего в школу, является предпосылкой для возникновения у него, во время школьного обучения, дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза. Единственно правильный путь "борьбы" с данной формой нарушения – выявление и устранение предпосылок дисграфии в дошкольном возрасте.
ПРОФИЛАКТИКА РАЗНЫХ ВИДОВ ДИСГРАФИИ
Определяют следующие виды дисграфии:
артикуляторно-акустическая; акустическая;
аграмматическая;
на почве нарушений языкового анализа и синтеза;
оптическая.
Первые 4 формы дисграфии так или иначе связаны с нарушением понимания и воспроизведения звуков, слов и их окончаний. Ребенок неправильно говорит и так же неправильно пишет: «пелочка» вместо белочка, «кошун» вместо коршун. Он может писать слитно предлоги и неправильно менять окончания:
«теплая одеяло», «отдвери».
В этом случае важно уделить особое внимание развитию артикуляционного аппарата, словесно-логической памяти. Профилактика дисграфии включает упражнения на узнавание букв, разделение слов на слоги, понимание построения предложений и слов.
"Игры и упражнения для устранения предпосылок дисграфии" (на почве нарушений фонематического восприятия)
"Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой".
Взрослый произносит звуки, ребёнку необходимо поднять мячик над головой,
как только он услышит заданный гласный звук.
"Сигнальщики"
Взрослый произносит слова, ребёнок показывает синий сигнал, если слышит заданный твёрдый звук и зелёный, если мягкий.
"Подари картинки"
Ребёнку даётся задание раздать
картинки в названии которых есть любимые звуки персонажей.
(Например: "Лошадке со звуком "Л", Рычалке со звуком "Р").
Оптическая дисграфия несколько отличается от других видов: это симптом недоразвития зрительно-пространственного анализа. Ребенку сложно находить начало строки, соотносить размеры строки и буквы. Он может писать в зеркальном отражении. Буквы часто имеют лишний элемент или не дописываются до конца: ш-и, л-м, ц-щ. Профилактика оптической дисграфии основана
на формировании пространственных представлений.
Дошкольник учится соотносить размеры предметов, ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ, сзади- спереди), находить и узнавать заданные предметы, запоминать и воспроизводить рисунки.
"Игры и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия"
Поиск правильно написанной буквы. Допустим, нужно среди ряда букв найди все буквы "А" и подчеркнуть их.
В другом задании – найти все буквы "Б", обвести их в кружок, и так далее.
Угадывание предмета по отдельным деталям. На картинке нарисована половина вазы, домика, мишки или кораблика. От ребёнка требуется угадать, что это и дорисовать рисунок.
Прохождение лабиринтов. Лабиринты бывают как для малышей 3-4 лет, так и для детей школьного возраста. Начать можно с простого. Например, на картинке нарисованы мама, папа и дочка. Ребёнку нужно определить, кому из них какой шарик принадлежит, а затем раскрасить картинку. Дальше можно давать более сложные лабиринты.
"Игры для развития ориентирования в пространстве"
Ориентируемся в собственном
теле. Ребенок учится называть и показывать верхние и нижние части тела на рисунках, затем на себе перед зеркалом, и после этого – по памяти.
Ориентирование на листе бумаги. Рисование геометрических фигур, букв, любых предметов в заданной части листа – верхней, нижней, справа, слева, в центре.
Игра "Горячо-холодно". Нахождение предмета в заданном пространстве. Задача родителей – спрятать предмет, затем направлять ребёнка, куда ему двигаться.
Подготовила: учитель-логопед Сегидина О. Ю.
#советылогопеда
#готовностькшколе
#профилактикадисграфии
#развитиеречи
#МБДОУдсNбгБелгород
#ладушки
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев