«Вдохновение от коллег: делимся опытом»
Полезные практики
Являюсь психологом-практиком и постоянно совершенствую свою деятельность, используя личностные и средовые ресурсы для эффективной помощи участникам образовательных отношений. Считаю первостепенным принципом осуществления коррекционно-развивающей либо психопрофилактической деятельности комплексность воздействия, то есть сочетание методов двигательной, интеллектуальной и эмоционально-личностной коррекции. Именно комплексное воздействие способствует нормализации активационных процессов, повышению работоспособности, и не только. Реализуя коррекционно-развивающие программы для дошкольников, встраиваю в образовательный процесс сенсорные и моторные активности (активирующие, поддерживающие, успокаивающие).
Активирующие занятия стимулируют, повышают уровень активности и осознание чувства тела:
- СТОП-ИГРЫ («Двигательная разминка»: дети бегают по кругу. По сигналу психолога - 1 хлопок – дети должны остановиться и хлопнуть 2 раза, а затем продолжить движение. Если психолог хлопает 2 раза, дети должны остановиться, хлопнуть 1 раз и продолжить движение).
- ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ («Бодрящее дыхание»: сделай глубокий вдох через нос на 1, 2, 3, 4, 5; сделай выдох через рот.)
Поддерживающие занятия помогают поддерживать сосредоточенность внимания:
- ИГРЫ-РАЗМИНКИ («Разминка с (теннисным) мячом»: 1- ударять мяч об пол, сначала держа его двумя руками, затем попеременно правой и левой руками; 2 – ударять об пол мячом и, прежде чем поймать мяч, хлопать в ладоши 1 раз; 3 - ударять об пол мячом правой рукой, а ловить левой и, перекладывать снова в правую руку. Затем поменять очерёдность рук. 4 – бросать мяч вверх поочерёдно левой и правой руками; 5 – бросать мяч друг другу).
- ВЫПОЛНЕНИЕ РУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ («Найди место для эмоции»: раскрашивать выбранным цветом место определённой эмоции внутри контура человека. Вопросы для обсуждения: По какому поводу мы испытываем эмоцию? Какими ощущениями в теле она сопровождается?)
Спокойные занятия важны для профилактики переутомления, при появлении признаков перевозбуждения у ребёнка:
- МЕДЛЕННАЯ СПОКОЙНАЯ РЕЧЬ/ МУЗЫКА (1 - Музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года». 2 - Фонотека: щебетание птиц, крик чаек, шум леса, журчание ручейка, шум водопада).
- ПРАКТИКА ВНИМАТЕЛЬНОГО ДЫХАНИЯ (1 - «Внимательное дыхание»: прислушайтесь к своему дыханию, наблюдая за вдохами и выдохами. Дышите как обычно, не прилагая никаких специальных усилий. Если сложно сосредоточиться, если отвлекаетесь на какие-то мысли, поняв это, снова вернитесь к наблюдению за дыханием. Вопросы для обсуждения: Легко ли удерживать внимание на дыхании, не отвлекаясь? Как вы себя сейчас чувствуете? 2 - «Расслабляющее дыхание»: сделай обычный вдох через нос и долгий выдох на 1, 2, 3, 4, 5 через рот).
Такие доступные психологические методы мобилизуют резервы организма.
Литературные источники:
Методическое пособие «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» И.А. Дворецкая, Е.В. Горинова, Н.Е. Рычка;
«Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» А.В. Макарчук, Е.В. Горинова, Н.Е. Рычка, О.В. Хухлаева;
Программа занятий с детьми 5-6 лет «Баланс-ритм-координация» В.Ф. Лопуга;
Программа «Коррекция синдрома дефицита внимания у детей» Н.А. Добровольская, Е.В. Захарова;
методические материалы ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей».
Материал подготовила:
Черепанова Оксана Петровна
педагог психолог высшей категории
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев