Старое и новое.
(От нашего корреспондента)
В глуши Волоколамского уезда, 118 верст по железной дороге, 18 верст лошадьми, по пригоркам раскинулось село Ярополец. В стороне от Яропольца имение Гончаровых (семьи, из которой происходила жена А.С. Пушкина), а еще подальше – громадный екатерининский дворец, подаренный Екатериной своему наложнику графу Чернышеву. Здесь сохранились еще замысловатые беседки, построенные в память побед «русского воинства», здесь сохранились обелиски, не успели еще зарости аллеи, ведущие к покрытым ряской прудам.
И именно сюда, где все напоено стариной, где на каждом шагу памятники давно прошедших дней, современная жизнь ворвалась с особенной силой, опутала весь Ярополец электрическими проводами, завертела мельницы, станки в мастерских.
В Яропольце образцовое потребительское общество. В 1917 году начали строить турбину. Отвели в сторону русло реки, построили плотину и заставили воду — белый уголь — приводить в движение турбину, и в результате электрифицировано 16 деревень. Хатки такие, что того и гляди на бок повалятся, солома на крыше давно сгнила, между бревнами щели, а возле окна новенькие изоляторы и провода убегают в избу. Электричество приводит в действие мельницу и мастерские. Ярополецкий кооператив предполагает строить вторую турбину и электрифицировать еще 8 – 9 деревень.
Кооперация крепко держит в своих руках район.
В бывшем трактире 3 разряда — «Дом Крестьянина». Здесь образцовая чайная, двух’ ярусный театр, обширная читальня, дальше две лавки, склады, льноотборочный пункт, кузница.
В окно открывается вид на село, и мне сообщают:
– А вон в том доме Ильич был, с речью выступал в 1919 г. Приехал на автомобиле, полчаса в Яропольце провел. Приглядываюсь.
– Что это там, доска висит?
– Какое, доска, сейчас в том доме – «Вина подвалов Армении», – это вывеска их.
Впрочем, в другом отношении яропольчане исправились. Решили они поставить на площади памятник Ильичу.
Правление кооператива постановило:
— Монумент — хорошее дело, но лучше мы откроем школу ученичества на 20 ребят. И открыли.
Вообще, в Яропольце много «интересного». В доме Гончаровых, где сейчас трудовая школа, сохранилась пушкинская комната. Сюда приезжал Александр Сергеевич к будущей жене, здесь останавливался, жил по несколько дней. Сейчас в этой комнате свалено все, что уцелело из дворца Чернышева и гончаровского дома: кровать Екатерины II, кавалергардские латы, княжеские трубки, арапники и т. д., и т. д. Кровать Пушкина взял себе для пользования один из учителей.
В Чернышевском дворце — больница. Когда-то в парке стояли мраморные статуи, мы нашли остатки статуй, по словам старожилов, известных мастеров, на скотном дворе в груде кирпича и мусора. Слишком богат СССР, – как легко он выбрасывает памятники старины и искусства на скотные дворы.
Через дворцовые сады, через лужайки, через леса, поля бегут от Яропольца во все стороны провода. Несут свет в покосившиеся, приникшие к земле избушки. И неудивительно, что здесь мечтают о... тракторе.
Теперь, значит, трактор давай.
— Была Катюха (Екатерина II), ничего не сделала, взялись мужики — устроили кооператив, — вон какое дело пошло. А дело пошло действительно полным ходом, и за пять месяцев кооператив увеличил обороты в три раза.
Электрические провода, динамо на мельнице, динамо в мастерских служат верным залогом, что скоро наступит момент, когда деревня сбросит лапти и наденет сапоги...*
Гайдовский, Г. Старое и новое. (От нашего корреспондента) / Г. Гайдовский // Известия, 1924. – 26 июня. – С. 2. – (ПО СОЮЗУ РЕСПУБЛИК).
*Текст приведён в оригинальном виде.
Источник НЭБ
**Фото: Ярополец: лица, истории, судьбы. Семейные хроники / Авт.-сост. Л.Б. Сомова; отв. ред. И.А. Ольшанская. - М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2011. 640 с., [48]: ил.
#Волоколамскиймо #Волоколамскаябиблиотека #ВолоколамскКраеведение #Пушкин #ГоспабликиМО #библиоМО
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев