В России он появился ещё в 1769 году на первых ассигнациях. Тогда мастера делали водяные знаки вручную: на металлическую сетку, через которую отливали бумагу, они тонкой проволокой «вышивали» узор или надпись. В местах, где проходила проволока, бумага получалась тоньше и светлее. Вокруг оставляли более плотные участки, создававшие тёмные штрихи. В итоге на просвет появлялось объёмное изображение, словно «вышитое светом» прямо внутри бумаги.
В 19 веке русские мастера довели искусство водяных знаков до уровня, которым гордился весь мир. Простые узоры постепенно сменились сложными «невидимыми» портретами в полутоне: сначала рисунок вручную вырезали на воске, а потом переносили на формы для отлива бумаги. Так на купюре в 25 рублей впервые появился образ императора Александра III — не краской, а словно самой тканью бумаги. Знак оказался настолько сложным, что подделать его так никто и не смог.
«Катенька» и преемственность
«Катенькой» коллекционеры ласково называют кредитный билет в 100 рублей образца 1898 года, один из самых узнаваемых дореволюционных выпусков. На аверсе купюры художники разместили величественный портрет Екатерины II, а мастера бумажного производства впервые применили редкий приём — совмещение портрета и водяного знака. То есть императрица смотрела на держателя не только с лицевой стороны, но и «проявлялась» на просвет в самой структуре бумаги. Это решение сделало банкноту символом статуса и одним из шедевров российской гравёрной школы.
Спустя более ста лет, в 2015 году, Банк России вернулся к этому образу, выпустив памятные 100 рублей к 250–летию со дня рождения Екатерины Великой. Художники выбрали не привычный образ зрелой императрицы, а портрет юной Екатерины, украшенной диадемой и ожерельем. Эти детали были воспроизведены с помощью сложного полутонового водяного знака в сочетании с многоуровневой филигранью, благодаря чему даже ювелирные элементы смотрятся рельефно и отчётливо.
Советские узоры и звёзды
После революции и Гражданской войны новые деньги приходилось выпускать в спешке. Дорогие портретные водяные знаки были слишком сложны и затратны, поэтому художники и бумажные фабрики ограничивались простыми, но выразительными орнаментами: на просвет можно было увидеть ракушки, зигзаги, мозаики, ромбы. Эти узоры выполняли двойную функцию — и защиту, и украшение, делая даже скромные купюры узнаваемыми.
Позже, с конца 1930–х, на банкнотах появился один из главных символов СССР — пятиконечная звезда. Она встречалась в разных вариациях: крупные и мелкие звёзды, иногда в виде «рассыпи», иногда с тёмным и светлым контуром, создававшим иллюзию глубины. Такой знак был и элементом защиты, и символическим знаком эпохи — отразил идею Красной армии, победы и советской государственности.
Если у вас есть редкие банкноты или другие коллекционные предметы, эксперты общества помогут их оценить. Пишите в личные сообщения или загляните в салон общества на Австрийской площади в Санкт–Петербурге по адресу Каменноостровский проспект, 13/2.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев