В Савинском районе есть две деревни — Ямново и Яманово, название которых произошло от корня «ям». Слово «ям» (от тюркского «дзям» — дорога) в 14 веке означало почтовую повинность, позже — денежный сбор на ямскую службу.
Страну покрывала сеть ямов или ямских (часто почтовых) станций — гостиниц с конюшнями, руководили которыми (позднее — станционные) смотрители.
В книге Т.В.Лебедевой «Имена земли Ивановской» упоминается о происхождении названия деревни Ямново: «Селение получило своё имя в давние времена, когда через него проходил почтовый тракт Шуя — Ковров. Селение располагалось в 30 вёрстах от Шуи, и в нём был устроен Ям — почтовая станция смены лошадей, чтобы почтовые тройки со свежими лошадьми могли потом в один перегон доскакать через Ковров до Владимира. Существующая сейчас дорога из Коврова на Шую делает после моста через Клязьму крутой поворот на восток и обходит Ямново, но в старину дорога шла напрямую через Ямново на Воскресенское, и Колобово до Шуи. Существует, правда, гипотеза о том, что в деревне или рядом с ней были якобы вырыты какие-то ямы, из-за чего селение и получило своё имя. Думается, что в этом случае деревня бы называлась «Ямки» или «Ямное», да и наличие ям вряд ли было таким уж уникальным явлением, чтобы из-за него называть селение. Ям на дорогах и вокруг селения тогда (как и сейчас) хватало в любом районе».
В Списках Владимирской губернии по переписи населения за 1896 и 1905 годы деревня Ямново не обозначена, есть только Яманово. А ведь жила когда-то деревенька Ямново, как и другие селения нашей местности, трудилась, строилась и процветала.
В годы Великой Отечественной войны в деревне Ямново был колхоз «Наш путь», где на совесть трудились ямновские жители, многие из которых были награждены медалью за доблестный труд. Среди них были пятеро Спириных: Мария Семёновна (бригадир колхоза), Мария Ивановна, Анисья Ивановна, Алексей Михайлович и Александр Андреевич; трое Кузьминых: Матрёна Семионовна, Пелагея Ивановна и Пелагея Васильевна; четверо Кулёвых: Иван Фёдорович (председатель), Алексей Михайлович, Екатерина Кузьминична (доярка), Раида Тимофеевна (доярка); трое Тихомировых: Мария Александровна, Мария Степановна, Пелагея Ивановна; двое Большаковых: Клавдия Васильевна и Александра Дмитриевна и Лебедева Мария Ефимовна (счетовод).
Как и в любом другом уголке нашего района, в Ямнове есть свои герои войны. В книге «Они вернулись с Победой» не значатся ямновские фронтовики, но бывшие жители Ямнова озвучили фамилии земляков, вернувшихся в родные края с полей сражений. Это Павлов Евгений Иванович, Кошелев Руф Алексеевич, Спирин Фёдор Алексеевич, Моисеев Иван Николаевич.
Среди скорбных списков «Книги Памяти» Ивановской области мы можем видеть имена погибших ямновцев. Это трое Кузьминых: Алексей Михайлович, Михаил Иванович и Фёдор Иванович; двое Кочегаровых: Виктор Петрович и Павел Васильевич, также Лебедев Александр Ефимович, Спирин Николай Алексеевич, Карасёв Александр Егорович и Зайцев Василий Александрович.
О своей дорогой и любимой деревне Ямново рассказала бывшая её жительница Любовь Дёмина (Лосачёва):« Деревни Ямново, Курзаниха и Мартынково Заборьевского сельского совета интересно расположены, как бы в вершинах равностороннего треугольника, со стороной в один километр. Вокруг нашей деревни Ямново красивые и живописные леса, есть и болота. У каждого леса своё название. Лес по направлению к деревне Заборье называется «Горка», там в летнее время расстилались яркие ковры земляники. Есть лес с названием «Демушино», где собирали чернику и гонобобель. А в «Гагариху» ходили за белыми грибами. И по сей день сотни грибников из города Коврова и других городов едут в Гагариху на тихую охоту за пузатыми боровиками. Есть ещё лесные места с интересными названиями: «Рамень», «Зингерская» и «Тюнины берёзки », полные земляники.
На опушке Тюниных берёзок привлекает внимание ряд вековых лип, посаженных ровно, одна к одной. В послевоенное время здесь находился домик лесника. А может когда-то, давным-давно эти липы были посажены рядом со станцией, так называемым «Ямом», где путники меняли лошадей. И как говорили старожилы, отсюда и пошло название деревни Ямново
В середине нашего, так называемого «треугольника», есть небольшое болотце с клюквой и резким запахом болотного багульника. Один мой родственник считает, что это и есть запах Родины.
Есть в наших краях и пруды, и небольшие прудики, где купались и ловили рыбу. Был так называемый Чёрненький Прудок, где вода была тёмная-тёмная, как в болоте. А в Чистом Прудике вода была настолько чиста и прозрачна, что мы, дети, лёжа на льду зимой, рассматривали замёрзших рыбок.
Деревни наши были небольшими, но всем себя обеспечивали. На полях, кроме зерновых, выращивали лён, гречиху и коноплю.
В деревне была овчарня, свинарник, молочная ферма, конный двор и своя лесопилка. Да и магазин был в Ямнове в те времена. А вот в начальную школу ходили в Курзаниху.
В нашей деревне Ямново жили многодетные семьи. Так, Большаковы Осип и Анастасия Семёновна воспитали 11 детей. А у одного из их сыновей Павла было пятеро детей.
Четверых сыновей подняла Александра Егоровна Данилова, которая после войны осталась одна. Тётя Шура (так все её называли) знала в деревне всё и обо всех и могла дать каждому жителю соответствующую характеристику.
Душой наших деревень была Мария Ильинична Кошелева. К ней односельчане обращались и в горе, и в радости, она могла утешить добрым словом и таблетку дать от хвори, и молитву прочитать. А в День Святой Троицы, наш престол и любимый праздник односельчан, Мария Ильинична украшала наличники каждого дома веточками берёзки.
На окраине деревни Ямново был небольшой домик, который все называли — «нарядная». Там и устраивали общие деревенские праздники, приносили, кто что может и, по рассказам старожилов, столы «ломились» от снеди: пирогов, студня, солений. И каждый деревенский праздник звучали задушевные песни и весёлые частушки под аккомпанемент гармониста Вадима Хорёва...
Жизнь деревень — это безусловно жизнь людей. Не могу не рассказать о моём дяде — Михаиле Андрияновиче Лосачёве. Он сам построил дом для своей семьи в Ямново, вырастили с женой Валентиной четверых детей. Работал он бригадиром тракторной бригады, а в конце 70-х годов прошлого столетия вместе с семьёй переехал в город Ковров, где работал на заводе им. В.А.Дегтярёва. А через некоторое время его портрет был размещён на Доске Почёта завода, где на ту пору работали десятки тысяч человек. Вот что значит деревенская закалка, трудолюбие, исполнительность и добросовестное отношение к делу.
А уроженец Ямнова Александр Алексеевич Зайцев, работающий на ЗиДе, был определён в помощники к самому М.Т.Калашникову. Они вместе трудились над созданием нового оружия.
В послевоенные годы председателем колхоза «Прогресс», который объединил в себя три наши деревни, был Яков Алексеевич Кошелев, который руководил колхозом несколько лет. А его сын Владимир Яковлевич в настоящее время возглавляет один из цехов Ковровского завода. Вот такие у нас земляки, которыми мы, бывшие жители Ямнова, гордимся!..»
И по сей день, под сенью душистых лип и больших тополей стоит в два порядка деревня Ямново, только не такая многолюдная, как в былые годы. В деревню приезжают на лето дачники, а из коренных жителей остался только Алексей Кузьмин. Но бывшие жители не забывают свой родной уголок, видя сквозь годы своих дорогих матерей и отцов, бабушек и дедушек, которые навсегда останутся в их сердцах, пока они живы.
Комментарии 1