Под сенью огромных душистых лип и белоствольных русских берёз жила своей жизнью когда-то на нашей Савинской земле деревня с красивым и звучным названием — Петухово. Деревня находилась недалеко от села Антилохово и была немаленькой, о чём говорят списки населённых мест Владимирской губернии за 1905 год. В Петухове на тот период проживали 279 жителей в 48 дворах (для сравнения: в с.Антилохово — 59 дворов и 354 жителя). Деревня Петухово относилась к Егорьевской волости Ковровского уезда.
О густонаселённости этой деревни и в последующие годы говорят списки участников Первой мировой войны 1914-1918 годов и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В Первой мировой принимали участие двое Панковых, Степан Григорьевич и Сергей Яковлевич, двое Пыльновых, Иван Устинович и Пётр Устинович, двое Киселёвых, Иван Прокофьевич и Владимир Фёдорович, двое Беляковых, Михаил Никифорович и Фёдор Никифорович, Скворцов Иван Максимович, Цветков Иван Архипович, Зимсков (Земсков) Фёдор Николаевич и другие. Список участников Великой Отечественной войны вмещает в себя более тридцати героев-земляков: четверо Левиных, трое Решетовых, трое Скворцовых, трое Красновых, трое Смирновых, двое Гавриловых, двое Шарковых, двое Пыльновых, двое Панковых, двое Киселёвых и другие.
В деревне Петухово были и свои труженики тыла, которые самоотверженно трудились в годы лихолетья в колхозе «им. Ворошилова». Среди них Гаврилова Вера Ивановна, Панкова Федосья Феоктистовна, Артюшина Татьяна Фёдоровна, Левина Александра Михайловна, Удальцова Анна Ивановна, Опарина Екатерина Михайловна, Прохорова Евдокия Степановна.
О деревне Петухово очень интересно и подробно рассказал в своей книге «Русская Атлантида» Виталий Евгеньевич Куликов.
«Здесь воспоминания о моём детстве, проведённом в деревне Петухово. Мне дорога история моих корней, происходящих из этих мест. Я чувствую, что всю жизнь меня питают соки моей исчезающей малой родины.
Деревня Петухово — родина моих предков по отцовской линии со стороны его матери, моей бабушки Марии Прокопьевны Киселёвой. Деда моего звали Василий Куликов, о нём я знал только со слов бабушки Марии, да видел в юности единственную старую фотографию. На ней мой дед выглядел как казак: чёрные волнистые с чубом волосы, большие роскошные чёрные усы, белая косоворотка и чёрный пиджак.
История деревни Петухово оказалась древней и неотрывной от села Антилохово.
Моя бабушка М.П.Киселёва вспоминала, что в годы её юности деревня была очень большая, она помнила 72 дома. Это по протяжённости улицы почти полкилометра. Село Антилохово, стоявшее от деревни на расстоянии 2-х километров, было меньше. В старой газетной вырезке начала прошлого века значилось, что «в Приходе Яковлево-Антилоховский приходских душ мужского пола, в сёлах Яковлево — 182, Антилохово — 122, деревне Петухово — 188».
Окна нашего родового Киселёвского дома глядели почти прямо на придорожную деревенскую часовенку. Была она четырёхугольная, на верху жестяной островерхой крыши красовался деревянный крашеный православный крест. В открытых нишах, направленных на четыре стороны света, стояли древние тёмные иконы, писанные на досках. Сложена часовенка была из красного кирпича, но всегда аккуратно побелена. Бабушка вспоминала, что при царе из села Антилохово от храма до часовни в Петухово по престольным праздникам (престол в деревне — Петров день), ходил крестный ход.
Перед окнами дедовского дома росли три огромных вековых липы. Они и сейчас шумят своими кронами. Чуть поодаль была ещё одна такая же липа, но та давно высохла и упала. Раньше под ней лежал, да и теперь лежит на том же месте, большой камень кварцита. В детстве я часто бегал точить на нём ножичек для срезания грибов...
Моя бабушка Марья жила в отчем доме до 18 лет и вспоминала о том времени хорошо. Семья Киселёвых была большая, толи 10, толи 12 душ. Занимались сельским хозяйством, отжимом льняного масла. Была своя специальная иностранная машина, на которой женщины ткали льняное полотно.
Ещё помню, в конце 60-х годов прошлого века ходили с бабкой в дом старухи Скворцовой, что стоял у пруда посередине деревни. В избе у той стоял ткацкий станок и моя бабушка заказывала там половики.
Работали всегда дружно. Пахали землю лошадьми. Добывали глину и сами изготовляли кирпич для кладки печей. В лесах, ближе к железной дороге, нарыто много ям, где добывали глину.
Зимой ездили на возах на ярмарки по сёлам Воскресенское, Усолье, Рождественскую ярмарку в Коврове и другим. Продавали свой товар и закупались нужными в хозяйстве вещами...
В середине 70-х годов колхоз с центральной усадьбой в селе Антилохово назывался «Завет Ленина». В него входило несколько деревень, в том числе и Петухово. Летом мы с пацанами устраивались там на работу: помогали на току, сортировали зерно, ходили вместе со взрослыми сушить и сгребать сено.
В середине 60-х годов прошлого века в Петухове оставались жилыми 17 изб. Помню почти все фамилии тогдашних жителей деревни: дом Ивана да Любови Цветковых, дом Фёдора Цветкова, дом Александра Цветкова, дом Катерины Опариной, дом Удальцовых и Скворцовых, дом Василия Гаврилова, дом Панковых, дом Гусевых, Красновых, Решетовых, Романовых.
В середине деревни стоял бревенчатый сарай, запираемый на замок. В нём хранилась деревенская пожарная бричка с ручным насосом. Расписанная яркой красной краской, с блестящими латунными цилиндрами, украшенными давлеными бляхами с двуглавыми орлами, она постоянно вызывала у нас, детей, интерес. Старик Иван Цветков бережно ухаживал за бричкой и оберегал её, а на девятом десятке лет он числился деревенским конюхом и ухаживал за старым дряхлым конём и списанной из Красной Армии кобылой Малюткой будёновской породы. Иван был крепким стариком, прошедшим три войны. Будучи ещё и плотником, единственный в деревне имел на избе крышу, покрытую дранкой. А его внук Лёшка рассказывал, что у деда под крышей была спрятана старая трёхлинейка со штыком. Лёха иногда украдкой выносил показывать штык.
А ещё в середине 80-х сзади усадьбы Гавриловых высился чёрный бревенчатый остов ветряной мельницы.
На моей памяти 60-е, 70-е, да и 80-е годы район деревни Петухово был богат дарами леса. Урожаи грибов, ягод, орехов случались каждый год. Бабушка водила меня и показывала целые посадки орешника в стороне деревень Жарки и Заборье, земляничные россыпи у Кочек и Федьковского леса.
В погребе всегда стояла кадушка с солёными грибами, а земляничное варенье было заготовлено трёхлитровыми банками.
В 60-е, 70-е годы лес в округе очищался и удобрялся. Трава объедалась и вытаптывалась в лесу стадами колхозной и деревенской скотины. Её можно было пасти и гонять только через лес и невозделанные пустоши. Если видели, что пастухи нарушают это правило, могли и наказать. Про это нам рассказывал дед Василий Гаврилов, ветеран ВОВ, который работал пастухом.
Каждое свободное поле было обработано и засеяно. Каждое болотце обкошено. Помню, у Петухова даже Исток выкашивался, который весной затапливался водой.
Из леса разрешалось за копейки набирать на дрова упавший сухостой, сучья и ветки. Мы с бабушкой запрягали в телегу коня и набирали, и вывозили этого сушняка воза по четыре. Потом распиливали и бабка этими дровами топилась и зимой, и летом. Тогда она и научила меня запрягать и распрягать лошадь в телегу и управлять возом...
Деревня Петухово расположена в районе между реками Уводь и Луйка, почти у истока бывшей в древности речки, а теперь ручья Сингорька. Деревня, можно сказать, стояла у самого истока, который уже и в начале прошлого века пересыхал. Речка или ручей Сингорька является малым притоком реки Уводи, которая протекает в четырёх километрах от Петухова, а река Луйка — в трёх.
Речка или ручей Сингорька начиналась для нас с Дамбы, через которую проходила дорога от Антилохово на железнодорожную станцию Большаково. На речку мы ездили на велосипедах с бреднем или коробицами, так назывались большие корзины, в которые собирали картофель в полях. На Сингорьке ловились щурята, речные караси и вьюны.
Помню я и про грязные истоки, которые доходили по Уводи даже до наших мест. Как-то в середине 70-х годов, когда мы подрабатывали в колхозе на сушке сена рядом с рекой у деревни Горьково, решили искупаться. Вылезли из воды все чёрные, словно измазанные в мазуте. Отмывались уже в деревне в бане...
В 1970 году бабка Марья за 100 рублей купила маленькую избушку, крытую соломой рядом с домом Решетовых, на другом конце д.Петухово. По теперешним временам это был бы раритет. Хотя и в те годы такая крыша была редкостью. В каких только деревнях я тогда не бывал, но соломенных крыш на жилых избах не видел. Если крыша начинала протекать, то на старый слой накладывали новый слой соломы и прижимали его жердями. Такая технология покрытия крыш была самой дешёвой и простой в деревнях и применялась беднейшим крестьянами...
К середине 80-х годов прошлого века коренных жителей в деревне Петухово почти не осталось. Часть домов разрушалась или перевозилась в другие места.
К 90-м годам целыми оставалось только 7 изб и проживали в них только наездами, как дачники. На 2013 год деревня исчезла почти без следа...»
Очень жаль, что не стало ещё одной красавицы-деревни в нашем Савинском районе. В 2018 - 2020 годах стоял в исчезнувшей деревне Петухово один, видать самый крепкий дом. Он долго сопротивлялся разрухе...
Комментарии 6