Наряду с физиологической и психологической готовностью ребенка к школе очень важное значение для успешного обучения является наличие определенного уровня развития речи. Готовность речи ребенка к обучению в школе можно определить, оценив разные ее компоненты.
1.Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. К 6-ти годам ребенок умеет правильно произносить все звуки речи, четко и внятно проговаривать фразы. В норме речь четкая, внятная, без носового оттенка. Если к этому времени ребенок искаженно произносит звуки (при произнесении звуков С, 3, Ц кончик языка просовывается между зубами или при произнесении шипящих звуков имеется хлюпающий призвук и т. п.), то сам ребенок без специальной помощи логопеда не заговорит правильно.
2.Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка. Иногда бывает так, что ребенок, вроде бы умея произносить все звуки, недостаточно четко различает на слух некоторые пары (б-п, д-т, с-ц, ш-щ, твердые и мягкие звуки и так далее). Такого рода нарушение указывает на речевое недоразвитие и создает трудности для усвоения грамоты – чтения и письма.
3.Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа: ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа: ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
4.Сформированность слоговой структуры слова. В норме к 7-ми годам дети не затрудняются в произнесении слов любого строения, в том числе и многосложных слов и предложений с ними. Иногда дети как бы «коверкают» слова, пропускают слоги, переставляют их, уподобляют один слог другому («мисанер», «леписос», «пипитан»). Такая речь может вызвать улыбку, но на самом деле это указывает на нарушение нервных центров и структур, которые обеспечивают согласованную работу по управлению органами речи. И это почти всегда является одним из симптомов очень тяжело протекающего отклонения. Такие нарушения в будущем отражаются на письме.
5.Словарный запас. В норме в словаре детей этого возраста есть слова всех частей речи. Помимо существительных, прилагательных и глаголов употребляются числительные, глагольные формы (причастия и деепричастия), появляются сложные предлоги «из-за», «из-под». К школе ребенок должен: употреблять обобщающие понятия, уметь давать определение предмета через род и вид (сахарница – посуда для сахара), использовать в речи слова-антонимы, знать не только названия предметов, но и их частей. Начинается осмысление и употребление слов с переносным значением (ползет время, золотые руки, потерять голову).
6.Сформированность грамматического строя речи. При нормальном речевом развитии дети строят свои высказывания в соответствии с грамматическими нормами, правилами изменения слов по родам, числам и падежам. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
7.Связная речь. Умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. Составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Поговорить о просмотренном фильме, придумать сказку. Составлять самостоятельно рассказ-описание предмета, игрушки, раскрыть содержание картинки.
Эти навыки чрезвычайно важны для овладения чтением и письмом. Их несформированность неизбежно проявляется на письме в специфических ошибках в виде пропусков букв и слогов, перестановок букв, искажений слов. Таким образом, ко времени поступления в школу устная речь ребенка должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых. Что касается письменной речи, а чтение – это письменная речь, то ее формирование только начинается. Некоторые родители считают, что самым главным показателем готовности ребенка к школе является умение читать и пренебрегают при этом развитием устной речи. На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению речи дошкольников, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь, то ребенок легко зачитает, причем избежит тех трудностей, которые неизбежны при обучении чтению неподготовленного ребенка.
Поэтому, уважаемые родители, не форсируйте чтение, а обратите самое серьезное внимание на развитие навыков анализа и синтез звукового состава слова, обогащайте словарный запас, учите рассказывать. Однако, если ваш ребенок готов к чтению, задерживаться не стоит, так как чтение – это мощнейший толчок развития мышления, памяти и всех сторон устной речи.
#ГодСемьи
#ПроСемью
#ГодСемьи2024
#всейсемьей #всейсемьей02 #ЦентрСемьяУфа #семья #дети
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев