Кремнёвое оружие — это огнестрельное оружие, где воспламенение происходит с помощью кремнёвого механизма. В таких системах заряд поджигается искрой.
Первые пистолеты появились в XV столетии. Они представляли собой короткий ствол, закреплённый на деревянной колоде, и оснащались фитильным замком. До появления ударного кремнёвого замка основными механизмами в стрелковом оружии эпохи XV–XVII веков были колесцовые замки. Это были устройства огнестрельного оружия, которые генерировали искру для воспламенения пороха за счёт вращения колёсика с насечками.
Леонардо да Винчи изобрёл колесцовый замок. В своём труде «Codex Atlanticus» он подробно описал схему этого устройства для пистолета, который можно было завести ключом. Это изобретение Леонардо стало единственным, получившим массовое производство при его жизни.
В отличие от фитильных замков, которым был необходим доступ к открытому огню и которые могли демаскировать стрелка в процессе горения, колесцовый замок отличался большей надёжностью. В его конструкции использовался курок с кусочком кремня или пирита. Под курком располагалось колёсико с насечкой. Механизм приводился в действие с помощью пружины, заводимой ключом. При нажатии на спусковой крючок пружина запускала колёсико, которое опускало на него курок с кремнём. В результате трения высекались искры, воспламеняющие пороховой заряд.
Колесцовый замок имел свои недостатки. Он был весьма дорогим и сложным в изготовлении. Кроме того, сталь, из которой он делался, не всегда была высокого качества. Замок также был чувствителен к грязи. Если использовался твёрдый кремень, насечка колёсика быстро приходила в негодность. Мягкий пирит, напротив, не повреждал колёсико, но крошился сам, загрязняя замок.
В конце XV — начале XVI века был изобретён ударно-кремнёвый замок. Принцип его работы основан на воспламенении пороха от искры, которая возникает при ударе подпружиненного курка с острым кусочком кремня о стальную пластину, называемую огнивом. Эта искра поджигает небольшое количество пороха на полке, и через затравочное отверстие пламя достигает основного заряда, вызывая выстрел.
Механизм ударного замка значительно сложнее, чем у фитильного и колесцового механизмов. Для создания искры требуется более сильная боевая пружина, что увеличивает нагрузку на другие компоненты. Кроме того, повысились требования к качеству и термообработке огнива, так как оно взаимодействует с твёрдым кремнем, в отличие от мягкого пирита в колесцовом замке.
Оружие, в котором используется замок такого типа, также называется кремнёвым.
Кременёвый замок не нуждался в заводке ключом, в отличие от колесцового, который требовал наличия ключа, легко теряемого. Он был проще и дешевле в производстве. Кремень изнашивался гораздо медленнее, чем мягкий пирит, поэтому его замена требовалась реже. Однако кремнёвый замок часто давал осечки и требовал регулярного ухода. Основные причины осечек включали изношенный или плохо закреплённый кремень, повреждённое огниво и забитое нагаром затравочное отверстие. Хотя порох на полке был защищён подпружиненной крышкой, со временем он отсыревал и утрачивал свои свойства. Поэтому оружие не следовало держать в заряженном состоянии длительное время, а порох на полке нужно было регулярно обновлять. Даже при исправном замке могло происходить до 15 осечек на каждые 100 выстрелов.
Недостатки ударного замка, как и у предшествующих систем, были связаны с рядом технических проблем. Стрелок самостоятельно отмерял затравочный порох, что часто приводило к ошибкам: он мог насыпать меньше или больше необходимого количества. Если порох приходилось отсыпать из готовой навески (патрона), основной заряд также варьировался от выстрела к выстрелу, что негативно сказывалось на точности стрельбы. Между нажатием на спуск и фактическим выстрелом проходило заметное время, которое к тому же было непостоянным, что значительно усложняло прицеливание, особенно при стрельбе по движущимся целям. Во время выстрела над полкой образовывалось плотное облако порохового дыма, временно закрывая стрелку обзор.
Существует две основные ветви развития ранних ударно-кремнёвых замков, которые различаются по своим конструктивным особенностям. Их условно называют средиземноморской и балтийской школами.
Замки средиземноморской школы, известные как "микелет", были распространены в Испании, Италии, на Балканах, в Малой Азии, на Ближнем Востоке и в северной Африке. Они отличались компактностью, но при этом массивностью деталей. В отличие от них, замки балтийской школы имели более тонкие и вытянутые детали, что определяло размеры всего механизма. Эта школа развивалась на территориях германских и славянских государств, в Скандинавии и Нидерландах. Обе школы породили множество вариантов и разновидностей ударно-кремнёвых замков.
Главным европейским поставщиком огнестрельного оружия в начале XVII в. была Франция, и многие прекрасные образцы кремнёвых пистолетов, украшающие лучшие коллекции Европы, вышли из мастерских парижских оружейников.
Шотландские же пистолеты всегда имели очень характерный вид, а кремнёвые замки ставили на пистолеты с рукоятями, заканчивающимися стилизованным сердцем или бараньим рогом.
В целом каждая страна в которой производилось кремнёвое оружие пыталась как-то украсить и выделить из общей массы свои образцы.
В тоже время к середине XVII в. конструкция кремневого ударного замка уже устоялась и на протяжении следующего столетия менялась весьма незначительно.
В XVII — начале XVIII веков колесцовый замок был повсеместно вытеснен более дешёвым и удобным кремнёвым ударным замком.
В XVIII в. в британском военно-морском флоте стали появляться особые флотские образцы пистолетов, которые использовались абордажными командами в дополнение к саблям и кортикам. Кроме того, их применяли для защиты при нападении пиратов.
Сами пираты также высоко ценили кремнёвые пистолеты, которые использовали при взятии кораблей на абордаж.
Помимо военного флота пистолет в XVIII—XIX вв. использовали в кавалерии. Из них стреляли при сближении с противником на близкое расстояние, стараясь причинить как можно больше ущерба и замешательства, после чего в ход шли кавалерийские сабли.
Кроме военных и моряков кремнёвые пистолеты использовались и для самозащиты. Эти модели пистолетов были гораздо меньших размеров чем военные образцы и имели некоторые изменения в самом устройстве для того, чтобы ими было удобно пользоваться, не цепляясь за одежду.
Ружья и пистолеты с кремнёвым замком господствовали на полях сражений до первой четверти XIX века включительно.
Делались различные попытки увеличить скорострельность пистолета. Это приводило к появлению двуствольных и даже многоствольных образцов.
Однако они не получили распространения, поскольку были очень дороги, сложны в изготовлении, громоздки и при этом не обеспечивали непрерывной стрельбы (ввиду особенностей кремнёвого замка, требовавшего после каждого выстрела подсыпать порох на полку). Чаще всего однозарядные пистолеты носились парами, что позволяло сделать по крайней мере два выстрела один за другим.
К началу XIX века, с уходом шпаги из повседневного обихода, однозарядные пистолеты стали основным дуэльным оружием.
Из пистолетных мастеров наполеоновской эпохи особенно славился Жан Ле Паж (Лепаж), на пистолетах которого стрелялись герои Пушкина и сам Пушкин. С Дантесом Пушкин стрелялся из пистолетов дрезденского мастера Карла Ульриха, принадлежавших французскому посланнику Баранту. Пистолеты Ульриха в отличие от Ле Пажа были не кремнёвые, а более совершенные — капсюльные.
Какое-то время кремнёвые пистолеты ещё пользовались популярностью наряду с капсюльными, но затем последние их вытеснили.
С развитием оружейного дела кремнёвые пистолеты превратились в популярные экспонаты музеев и объекты для коллекционирования. Их можно увидеть в российских и зарубежных музеях, а также в частных собраниях.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев