- десятая часть от расходов бюджета!
Коммунист напомнил, что еще в сентябре Минфин прогнозировал дефицит "около нуля", в декабре речь шла уже о триллионе рублей, итоговый же результат - в три раза больше, что ставит вопрос о качестве прогнозирования доходов и расходов бюджета,
"хотя мы все прекрасно понимаем, что в прошедшем году точность прогнозов упала по объективным причинам".
Причина дефицита, по словам парламентария, - падение и нефтегазовых (во второй половине года), и ненефтегазовых (с февраля) доходов, а также слишком крепкий рубль. Ненефтегазовые доходы, как пояснил Михаил Викторович, падают по причине падения импорта (это минус НДС и таможенные сборы), остановки производства и ухода компаний (минус налог на прибыль). Нефтегазовые же - потому что падает спрос и цена одновременно. А крепкий рубль сокращает налоговые поступления в бюджет от экспортеров.
Специально для тех, кто готов списать всю ситуацию на СВО, коммунист уточняет, что проблема намного глубже и кроется в самой структуре нашей экономики, слишком зависимой от нефти и газа. Напомним, что Михаил Щапов подробно разбирал этот вопрос летом, и тогда КПРФ призывала голосовать против закона об исполнении бюджета 2021 года, чтобы заставить правительство изменить подходы и не тащить старые проблемы в новые времена. Глядя на итоги голосования, понятно, почему все системные проблемы в бюджете так и остались.
Однако пока какой-то серьезной угрозы социальным обязательствам бюджета Михаил Щапов не отмечает, уточняя, что есть Фонд национального благосостояния, который на 1 декабря 2022 года составлял больше 11 трлн рублей.
"То есть дефицит в 3 трлн мы можем закрывать только за счет Фонда еще три года. К сожалению, ФНБ не стал ни инструментом развития, ни фондом будущих поколений, как предлагала наша фракция. Мы просто накопили резервы, чтобы потратить их в сложный момент".
Однако при этом, по словам депутата, есть одно большое "НО": этот неожиданный дефицит сокращает ФНБ раньше времени на 3 трлн рублей. Значит у нас уже точно минус один год, когда дефицит можно компенсировать из Фонда.
"В идеи привлечения заимствований на покрытие дефицита я не особо верю - сейчас большинство долговых рынков для нас закрыто. Так что ФНБ - это пока единственный ответ".
Нужно понимать, поясняет коммунист, что в следующем году еще на старте был заложен дефицит в 3 трлн рублей. Но доходная часть выглядит значительно завышенной. Поэтому, если ситуация не изменится, то дефицит может значительно превысить прогнозные показатели.
Насколько вырастет дефицит, Михаил Щапов сейчас прогнозировать затрудняется: слишком быстро все меняется.
"Даже если он увеличится в два раза, средств ФНБ нам еще хватит. Но на этом все – фонд закончится. Дальше остаются только золотовалютные резервы, печать денег (с разгоном инфляции), секвестр бюджета.
По словам Михаила Щапова, пока время, чтобы исправить ситуацию, еще есть, и правительству необходимо присмотреться к пакету предложений от КПРФ, включающему в себя:
- прогрессивную шкалу НДФЛ.
- плоскую (а не регрессивную, как сейчас, когда богатые платят меньше) шкалу страховых взносов в фонды.
- налоги на роскошь: сверхдорогие автомобили, технику и т.д.
- выход из ВТО и введение защитных таможенных пошлин.
- дополнительную нагрузку на экспортеров ресурсов (не только нефти и газа, но и леса, металлов и т.д.).
Фракция КПРФ в Госдуме будет требовать его рассмотрения и принятия в экстренном порядке!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1