Гоголь, Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки : [в 2-х т.] / Н. В. Гоголь ; [вступ. ст., с. 5-60, коммент., библиогр. списки А. Немзера; Худож. Ю. Фролов]. – Москва : Книга, 1985. – 10 см.
Миниатюрный двухтомник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Москва, издательство «Книга», 1985) из редкого фонда Горьковки – красивое и практичное издание в твёрдом бордовом переплёте на плотной мелованной бумаге. Каждый томик содержит вступительную статью, комментарий и библиографические списки А. Немзера, цветные иллюстрации художника Ю. Фролова. Андрей Семёнович Немзер – советский историк литературы и литературный критик, литературовед, автор свыше 1110 публикаций. Во вступительной статье к двухтомнику Немзер использовал наблюдения А. Белого, В. В. Гиппиуса, Г. А. Гуковского и других исследователей.
Поэма «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» входит во «Всемирную библиотеку» – список наиболее значимых произведений мировой литературы «Норвежского книжного клуба». Гоголь начал писать её в 1835 году, а сюжет был подсказан Пушкиным предположительно в сентябре 1831 года. Идею «Мёртвых душ» сам Пушкин почерпнул в кишенёвской ссылке из реальных событий, когда в городе Бендеры было начато официальное расследование из-за того, что чиновники отдавали фамилии умерших беглым крестьянам, не имевшим документов, и таким образом помогали скрываться от властей.
Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу, работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и позднее – в Италии. К этому времени у автора сложилось отношение к своему произведению как к «священному завещанию поэта» и литературному подвигу, имеющему одновременно значение патриотического, долженствующему открыть судьбы России и мира. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том был утерян, но сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том не был начат, о нём остались только отдельные сведения, которые были опубликованы вскоре после смерти автора в 1852 году.
Юбилейное издание «Мёртвых душ» 1901 года, выпущенное в свет в типографии А. Ф. Маркса, – одной из самых современных типографий России тех лет, стало самым лучшим иллюстрированным воспроизведением поэмы с момента её выхода в свет в 1841 году.
8 марта 1893 г. А. Ф. Маркс выкупил у В. В. Думнова за невиданную по тем временам сумму 150 000 рублей монопольное владение авторскими правами на сочинения Гоголя. Издать «Мёртвые души», чтобы по своему оформлению получившаяся книга стала бы столь совершенной, что оказалась достойна великого творения Н. В. Гоголя, было давней и излюбленной мечтой Маркса. Для её воплощения издатель не жалел ни усилий, ни издержек, ни времени.
Редакцию возглавил русский академик Н. С. Тихомиров. Для того, чтобы как можно более точно отобразить дух времени, в провинциальном захолустье разыскивались предметы быта, обстановки, которые можно было соотнести с атмосферой «Мёртвых душ»; их тщательно проверяли, зарисовывали и фотографировали.
В команду иллюстраторов вошло двенадцать художников, руководили которыми П. П. Гнедич и М. М. Далькевич. Орнаментикой занимался Н. С. Самокиш; над пейзажными зарисовками трудились Н. Н. Бажин и Н. Н. Хохряков; бытовые сцены изображали В. А. Андреев, А. Ф. Афанасьев, В. И. Быстренин, М. М. Далькевич, Ф. С. Козачинский, И. К. Маньковский, Н. В. Пирогов, а также Е. П. Самокиш-Судковская.
Для издания книги были заказаны: гелиогравюры – у Рихарда Паулуссена в Вене, автотипии – у Августа Шулера в Штуттгарте, бумага – у Товарищества Красносельской писчебумажной фабрики К. П. Печаткина, шрифт – в Акционерном Обществе Словолитни, краска чёрная – на фабрике Братьев Шмидт в Бокенгейме.
Нет комментариев