Почему без критики не работает культура, зачем нам зеркальные нейроны и при чём здесь Эйнштейн — объясняет нейролингвист Татьяна Черниговская
Книги, которые никто не читает, не существуют. Музыка, которую не слышат, превращается в просто звуковые волны. Живопись без зрителя — это декор, а не искусство. И всё потому, что искусство живёт только тогда, когда есть тот, кто способен его распознать и понять. Об этом говорит Татьяна Черниговская, подчёркивая: чтобы что-то воспринять, нам нужны ключи — знания, культурные коды, опыт.
«Мы слушаем ушами, а слышим мозгом. Смотрим глазами — видим мозгом. И если у нас нет компетенции, мы не распознаем, что перед нами — искусство или просто картинка. Без этих ключей китайская опера, арабская каллиграфия или концептуальное искусство — просто шум, орнамент, не имеющий смысла», — говорит Черниговская.
Отсюда и особая роль критика — не только профессионального, но любого человека, который умеет «включить» другого, показать, как читать, смотреть, слушать. Ведь, как писала Цветаева, «читатель — соавтор», и без него произведение просто не существует.
Разговор о восприятии переходит в область нейрофизиологии. В мозге работают зеркальные нейронные системы — именно они позволяют нам сопереживать, узнавать, включаться в чужое действие или мысль. Если эти механизмы нарушены, возникают серьёзные расстройства — от аутизма до шизофрении. Но в норме они отвечают за то, чтобы мы понимали другого человека, даже без прямого участия.
Черниговская подчёркивает: разнообразие восприятия, способность опознавать чужое, отличное от себя, — не врождённое качество, а результат воспитания, культуры и среды. Ребёнку нужно объяснять, что цветы бывают не только ромашками, а звуки — не только поп-музыкой. Нужно развивать мозг, и не абстрактно, а буквально: тренировать как мышцу, нагружать задачами, языками, образами, ассоциациями.
Сюда же она приводит пример Альберта Эйнштейна. По словам Черниговской, он играл на скрипке ужасно, но жил в музыке — это была не эстетика, а способ мышления, вход в другой ментальный режим. То самое «комертонное включение» мозга, когда человек подключается к другим пластам реальности — не обязательно рациональным, но глубоко человеческим.
Потому, считает Черниговская, культура — не десерт и не излишество. Это способ быть человеком.
«Если мы перестанем играть в эти “бессмысленные” игры, заниматься только перевариванием пищи и смотреть сквозь вещи, не понимая их, — мы потеряем себя. Выйдя на улицу, мы увидим людей, насаживающих друг друга на вилы. Это не метафора, это история. И она уже была», — предостерегает она.🎻
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев