«ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»
Подростковый возраст
Подростками называют людей в возрасте 11—15 лет[1].
Особенности развития
Интенсивное физическое и физиологическое развитие, половое созревание, перемены в теле.
Переход от детства к самостоятельной жизни взрослого.
Стремление к самостоятельности, рефлексия, самоанализ.
Смена основной социальной группы от родителей к сверстникам.
Активное усвоение норм и ценностей своей группы, склонность к подражанию.
Противоречие
Основное противоречие подросткового возраста заключается в том, что подросток стремится быть взрослым, тогда как окружающие таковым его не видят. То есть человек уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, но готов им стать. Подросток начинает поиски себя, своей идентичности и своего места в мире, при этом стремится подражать своему окружению — возникает внутренний конфликт. Появившиеся новые потребности невозможно удовлетворить в силу недостаточной зрелости, общественных запретов и норм.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в
воспитательном отношении. Трудности этого возраста в большой мере связаны
с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и
психических отклонений.
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков
может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная
самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются
изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные
переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным
сочетается с острым недовольством собой. Центральным психологическим
новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у
подростка чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к
самому себе как к взрослому. И тогда начинается борьба за признание своих
прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между
взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового
возраста. Потребность высвободиться от опеки родителей связана с борьбой за
самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может
проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения,
обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения.
Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения
минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт
и провоцируют подростков на негативизм, конфликтность. Именно в этот
сложный период для ребенка меняется референтная (значимая) группа: от
близких, родителей к среде сверстников. Он дорожит мнением сверстников,
предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он
отвергает, обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы»
коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных
взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего
- то поведения или моральных ценностей. Особенности характера общения с
родителями, учителями, одноклассниками и друзьями оказывает значительное
влияние на самооценку в подростковом возрасте. Характер самооценки
определяет формирование личностных качеств. Адекватный уровень
самооценки формирует уверенность в себе, самокритику, настойчивость, или
даже чрезмерную самоуверенность и упрямство
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев