№ 33-ФЗ, который направлен на развитие положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти. Одно из ключевых нововведений документа — развитие одноуровневой системы организации местного самоуправления.
При этом установлена возможность сохранения двухуровневой системы (сельские или городские поселения и муниципальные районы) для субъектов РФ, имеющих социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности
Данный документ вступает в силу (с 19.06.2025) по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением статей 32, 37, 39 и части 23 статьи 89 (часть 1 статьи 94)вступающих в силу с 01.01.2027г.
______________________________________________________________
20 марта 2025 г. N 33-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
Принят
Государственной Думой
5 марта 2025 года
Одобрен
Советом Федерации
14 марта 2025 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Местное самоуправление
1. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации форма самоорганизации граждан в целях осуществления народом своей власти для самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения) в пределах полномочий, предусмотренных в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно через формы прямого волеизъявления, а также через органы местного самоуправления.
3. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации.
4. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации.
5. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти в Российской Федерации.
6. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
7. Органы публичной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами участвуют в решении задач местного самоуправления.
8. В деятельности органов местного самоуправления гарантируется обеспечение гласности, в том числе посредством предоставления доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Статья 2. Права граждан на осуществление местного самоуправления
1. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
2. Органы публичной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами обеспечивают установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления.
Статья 3. Правовая основа местного самоуправления
Правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Статья 4. Принципы правового регулирования местного самоуправления
1. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
2. Подчиненность органа местного самоуправления или лица, замещающего муниципальную должность, одного муниципального образования органу местного самоуправления или лицу, замещающему муниципальную должность, другого муниципального образования не допускается.
3. Образование, формирование, деятельность органов местного самоуправления, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Российской Федерации, основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
4. Уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами в соответствии с законами субъекта Российской Федерации могут предусматриваться порядок дистанционного взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, порядок дистанционного участия в заседаниях представительного органа муниципального образования.
5. Принимаемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты при регулировании вопросов организации местного самоуправления должны учитывать социально-экономические, природно-климатические, территориальные и иные особенности местности, а также исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и обеспечивать решение задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
6. В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.
7. В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.
8. Расходные обязательства, возникающие в связи с исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и местными бюджетами, указанные расходные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
9. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.
10. Разграничение полномочий между уровнями публичной власти обеспечивается соответствующими финансовыми средствами и материальными ресурсами.
11. Муниципальное образование не является административно- территориальной единицей. При этом границы муниципального образования и административно-территориальной единицы могут совпадать.
12. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:
1) определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;
2) правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;
3) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в области местного самоуправления;
4) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
5) правовое регулирование особенностей организации местного самоуправления на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:
1) правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
2) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами;
3) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
4) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статья 7. Наименования муниципальных образований
1. Наименование муниципального образования определяется уставом муниципального образования.
2. Наименование муниципального образования должно содержать указание на его вид и субъект Российской Федерации, в котором расположено данное муниципальное образование.
3. В случае, если на территории муниципального образования расположен административный центр субъекта Российской Федерации, указание на наименование этого субъекта Российской Федерации в наименовании данного муниципального образования может не приводиться.
4. Иные элементы наименования муниципального образования могут определяться уставом муниципального образования с учетом исторических и иных местных традиций, а также наличия почетных званий СССР и Российской Федерации.
5. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено использование в официальных символах муниципального образования, наименованиях органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, а также в других случаях сокращенной формы наименования муниципального образования наравне с наименованием данного муниципального образования, определенным уставом муниципального образования в соответствии с частями 2 - 4 настоящей статьи.
6. Наименование муниципального образования подлежит включению в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации, ведение которого осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 8. Официальные символы муниципальных образований
1. Муниципальные образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.
2. Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Официальные символы муниципальных образований и порядок официального использования указанных символов устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
4. С учетом исторических и иных местных традиций, а также наличия почетных званий СССР и Российской Федерации отдельные населенные пункты, входящие в состав муниципального образования, в соответствии с уставом муниципального образования могут иметь официальные символы населенного пункта.
Глава 2. Территориальные основы организации местного самоуправления
Статья 9. Виды муниципальных образований
1. Муниципальным образованием признается публично-правовое образование, созданное на территории с постоянно проживающим населением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления.
2. Местное самоуправление осуществляется в следующих видах муниципальных образований:
1) городской округ;
2) муниципальный округ;
3) внутригородское муниципальное образование города федерального значения.
3. Городским округом является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа. В состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа. Площадь территорий сельских населенных пунктов и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, входящих в состав городского округа, не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.
4. Муниципальным округом является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. В состав территории муниципального округа также могут входить территории городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры муниципального округа. Площадь территорий сельских населенных пунктов и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры муниципального округа, входящих в состав муниципального округа, должна в два и более раза превышать площадь городских населенных пунктов, входящих в состав муниципального округа.
5. Внутригородским муниципальным образованием города федерального значения является муниципальное образование, расположенное на территории города федерального значения.
6. Вид муниципального образования определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящей статьи.
7. В субъектах Российской Федерации, имеющих социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности, регулирование вопросов организации местного самоуправления может осуществляться с учетом особенностей, предусматривающих возможность сохранения установленной законом субъекта Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона территориальной организации местного самоуправления с осуществлением местного самоуправления в видах муниципальных образований, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, и (или) муниципальных образованиях, образующих двухуровневую систему организации местного самоуправления (поселения (сельские и городские) и муниципальные районы).
Статья 10. Принципы территориальной организации местного самоуправления
1. Территория субъекта Российской Федерации разграничивается между муниципальными и городскими округами, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения между внутригородскими муниципальными образованиями города федерального значения.
2. Территория муниципального образования должна полностью располагаться на территории одного субъекта Российской Федерации.
3. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций.
4. В состав территории муниципального образования входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
5. Законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы муниципальных образований, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих муниципальных образований.
6. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории муниципального образования.
7. Территория муниципального образования не может входить в состав территории другого муниципального образования.
8. Административным центром муниципального округа может считаться город или поселок, расположенные на территории городского округа, имеющего с таким муниципальным округом общую границу.
9. Границы муниципальных образований, как правило, устанавливаются с учетом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в их состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться в отношении муниципальных образований на территориях с низкой плотностью населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.
10. К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, плотность населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения в Российской Федерации.
11. На территориях субъектов Российской Федерации, в которых исторически сложились традиционные формы отгонного животноводства, территории и границы муниципальных образований устанавливаются с учетом законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства, и особенностей расселения населения на указанных территориях.
Статья 11. Границы муниципальных образований
1. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
2. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
4. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
5. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
6. Изменение границ муниципальных образований осуществляется с согласия населения муниципальных образований, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных образований.
Статья 12. Преобразование муниципальных образований
1. Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований или изменение вида муниципального образования.
2. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
4. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
5. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
6. Объединение муниципальных образований осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных образований. Каждое из объединившихся муниципальных образований утрачивает статус муниципального образования.
7. Разделение муниципального образования, влекущее образование двух и более муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом соответствующего муниципального образования.
8. Изменение вида муниципального образования с городского округа на муниципальный округ осуществляется в случае, если городской округ перестает соответствовать требованиям к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, и площади территории городского округа либо к плотности населения на территории городского округа, которые предусмотрены частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
9. Изменение вида муниципального образования с муниципального округа на городской округ осуществляется в случае, если муниципальный округ перестает соответствовать требованию к площади территории муниципального округа, предусмотренному частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, при условии соответствия требованиям к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, площади территории и плотности населения, которые предусмотрены частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
10. Преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи.
Глава 3. Организационные основы местного самоуправления
Статья 13. Органы местного самоуправления
1. Под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением или образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
2. Органы местного самоуправления формируются гражданами непосредственно на муниципальных выборах или опосредованно через избранных на муниципальных выборах депутатов.
3. От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава муниципального образования, глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
4. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о казенных учреждениях.
5. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
6. В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:
1) для представительного органа муниципального образования - протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;
2) для иных органов местного самоуправления - решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
7. Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
8. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
9. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность, в том числе в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
10. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводятся в сроки, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах, если иное не предусмотрено федеральными конституционными законами.
11. До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения на этих территориях.
12. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.
13. Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
14. До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
Статья 14. Структура органов местного самоуправления
1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным.
3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона.
5. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
6. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
7. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
8. Структура органов местного самоуправления в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется представительным органом муниципального образования после его избрания и закрепляется в уставе муниципального образования.
9. Численность депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, порядок избрания первого главы данного муниципального образования устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
Статья 15. Представительный орган муниципального образования
1. Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
2. Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.
3. Представительный орган муниципального образования считается избранным в правомочном составе в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
4. Правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
5. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
6. Численность депутатов представительного органа городского округа, муниципального округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
1) 7 человек - при численности населения менее 1000 человек;
2) 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
3) 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
4) 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
5) 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
6) 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.
7. Представительный орган городского округа, муниципального округа обладает правами юридического лица.
8. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
9. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельно от других расходов в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
10. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.
11. Населенный пункт, в котором с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган муниципального образования, является административным центром муниципального образования.
Статья 16. Полномочия представительного органа муниципального образования
1. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, введение в действие и прекращение действия ранее введенных местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
7) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
8) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения;
9) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях;
10) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования;
11) заслушивание ежегодных отчетов главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
2. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Статья 17. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования
1. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются досрочно в следующих случаях:
1) вступление в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске;
2) принятие указанным органом в порядке, определенном уставом муниципального образования, решения о самороспуске;
3) вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
4) преобразование муниципального образования, осуществляемое в соответствии с частями 6 и 7 статьи 12 настоящего Федерального закона;
5) увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов;
6) нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения.
2. В случае вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования его полномочия прекращаются досрочно со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.
3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вносит в законодательный орган субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего:
1) факт принятия представительным органом муниципального образования нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, при условии, что представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт;
2) что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил заседание;
3) что вновь избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд со дня его избрания не проводил заседание.
4. Закон субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу.
5. Депутаты представительного органа муниципального образования, распущенного на основании пунктов 2 и 3 части 3 настоящей статьи, вправе в течение 10 дней со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования обратиться в суд с заявлением для установления факта отсутствия их вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд.
6. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет за собой досрочное прекращение полномочий его депутатов.
7. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.
Статья 18. Фракции в представительном органе муниципального образования
1. Депутаты представительного органа муниципального образования, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракция), за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты (депутат), избранные (избранный) в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), указанной в части 3 настоящей статьи.
2. Порядок деятельности фракций устанавливается регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования.
3. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в представительном органе муниципального образования, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
4. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
5. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 3 настоящей статьи, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
6. Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 3 настоящей статьи, и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в представительном органе муниципального образования, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.
7. Несоблюдение требований, предусмотренных частями 4 - 6 настоящей статьи, влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.
Статья 19. Глава муниципального образования. Временно исполняющий полномочия главы муниципального образования
1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
2. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается:
1) на муниципальных выборах;
2) представительным органом муниципального образования из своего состава;
3) представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации;
4) представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
3. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования глава муниципального образования может возглавлять местную администрацию.
4. В случае избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, прекращаются.
5. Избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава проводится, как правило, на первом заседании представительного органа муниципального образования нового созыва.
6. В случае, если кандидат на должность главы муниципального образования не набрал число голосов, необходимое для принятия решения представительным органом муниципального образования об избрании главы муниципального образования из своего состава, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в течение 10 дней назначает временно исполняющего полномочия главы муниципального образования из числа лиц, которые на день назначения не имеют в соответствии с законодательством об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации ограничений пассивного избирательного права.
7. Представительному органу муниципального образования для проведения голосования по избранию главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации представляется не менее двух кандидатов.
8. Порядок предварительного рассмотрения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и представления представительному органу муниципального образования кандидатов на должность главы муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Предложения о кандидатурах на должность главы муниципального образования вправе вносить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации политические партии, федеральные списки кандидатов которых на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущены к распределению депутатских мандатов, политические партии, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в действующем на день внесения высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации указанных предложений законодательном органе субъекта Российской Федерации, совет муниципальных образований соответствующего субъекта Российской Федерации, общественная палата субъекта Российской Федерации, Ассоциация "Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления". В соответствии с законом субъекта Российской Федерации предложения о кандидатурах на должность главы муниципального образования вправе вносить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации иные организации.
9. Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть гражданин, который на день представления представительному органу муниципального образования кандидатов на должность главы муниципального образования не имеет в соответствии с законодательством об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации ограничений пассивного избирательного права.
10. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. Половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
11. Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
12. Представительному органу муниципального образования для проведения голосования по избранию главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.
13. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
14. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
15. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
16. Глава муниципального образования не может исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
17. Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены для лиц, замещающих муниципальные должности, статьей 28 настоящего Федерального закона.
18. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
19. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
20. В соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность.
21. В случае, если глава муниципального образования не может осуществлять свои полномочия в связи с состоянием здоровья или другими обстоятельствами, временно препятствующими осуществлению своих полномочий (в частности, в связи с отпуском, служебной командировкой), их временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.
22. Временно исполняющий полномочия главы муниципального образования в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи и частью 16 статьи 21 настоящего Федерального закона, назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок до дня избрания главы муниципального образования в установленном порядке и вступления его в должность.
23. Временно исполняющий полномочия главы муниципального образования обладает правами и обязанностями главы муниципального образования.
24. Объем полномочий временно исполняющего полномочия главы муниципального образования может быть ограничен уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о назначении временно исполняющего полномочия главы муниципального образования (в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи и частью 16 статьи 21 настоящего Федерального закона).
25. На временно исполняющего полномочия главы муниципального образования, назначаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи и частью 16 статьи 21 настоящего Федерального закона, распространяются обязанности, ограничения и запреты, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для главы муниципального образования в целях противодействия коррупции.
26. Временно исполняющий полномочия главы муниципального образования, назначаемый высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи и частью 16 статьи 21 настоящего Федерального закона, представляет в порядке, установленном для главы муниципального образования, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
27. Временно исполняющий полномочия главы муниципального образования, назначаемый высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи и частью 16 статьи 21 настоящего Федерального закона, дополнительно представляет сведения, указанные в части 26 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня назначения. При этом представляются сведения о доходах, полученных от всех источников за календарный год, предшествующий году назначения, и сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на день назначения.
28. Нарушение требований, установленных частями 25 - 27 настоящей статьи, является основанием для досрочного прекращения полномочий временно исполняющего полномочия главы муниципального образования, назначаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи и частью 16 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Статья 20. Полномочия главы муниципального образования
1. В исключительной компетенции главы муниципального образования находятся:
1) представительство муниципального образования в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;
2) подписание и обнародование в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования;
3) издание в пределах своих полномочий правовых актов;
4) право требования созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.
2. Глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
3. Иные полномочия глав муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Статья 21. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования
1. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также в следующих случаях:
1) утрата доверия Президента Российской Федерации;
2) удаление в отставку;
3) отрешение от должности;
4) установленная в судебном порядке стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
5) преобразование муниципального образования, осуществляемое в соответствии с частями 6 и 7 статьи 12 настоящего Федерального закона;
6) увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов;
7) нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения.
2. Представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
3. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:
1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) за собой наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 38 настоящего Федерального закона;
2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд;
4) несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены для лиц, замещающих муниципальные должности, в соответствии с частью 5 статьи 28 настоящего Федерального закона;
5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов;
6) систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.
4. Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
5. Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
6. В случае, если при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 38 настоящего Федерального закона, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
7. Инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
8. Инициатива об удалении главы муниципального образования в отставку по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 3 настоящей статьи, вносится в представительный орган муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. При этом такая инициатива может быть внесена в представительный орган муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации не ранее чем через один год со дня вступления в должность главы муниципального образования.
9. Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
10. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
11. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования.
12. При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:
1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку;
2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.
13. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит обнародованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
14. В случае, если инициатива депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа муниципального образования не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос.
Продолжение
#администрацияекатерининскогосельсовета
#идринскогорайона
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
Госдума приняла новый закон о местном самоуправлении; 14 марта
его одобрил Совет Федерации. Федеральный закон № 33-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в единой системе публичной власти (взамен
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №
131-ФЗ). Он вступит в силу
через 90 дней после официального опубликования (с 19.06.2025), за исключением статей 32, 37, 39 и части 23 статьи 89 (часть 1 статьи 94)., которые начнут действовать только с 1 января
2027 года. Регионам до 1 января 2027 года предстоит привести свое
законодательство в соответствие.
Текстуальных изменений, изменений в тех или иных формулировках
очень много
1)
Самым главным изменением
является введение одноуровневой системы местного самоуправления.
согласно п. 2
...Ещёст. 9 Законопроекта местное самоуправление осуществляется в следующих видах
муниципальных образований Оно предусмотрено в трех
Госдума приняла новый закон о местном самоуправлении; 14 марта
его одобрил Совет Федерации. Федеральный закон № 33-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в единой системе публичной власти (взамен
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №
131-ФЗ). Он вступит в силу
через 90 дней после официального опубликования (с 19.06.2025), за исключением статей 32, 37, 39 и части 23 статьи 89 (часть 1 статьи 94)., которые начнут действовать только с 1 января
2027 года. Регионам до 1 января 2027 года предстоит привести свое
законодательство в соответствие.
Текстуальных изменений, изменений в тех или иных формулировках
очень много
1)
Самым главным изменением
является введение одноуровневой системы местного самоуправления.
согласно п. 2
ст. 9 Законопроекта местное самоуправление осуществляется в следующих видах
муниципальных образований Оно предусмотрено в трех видах муниципальных образований:
городской округ,
муниципальный округ,
внутригородское муниципальное образование города федерального
значения.
Тем не менее, в соответствии с п. 7 ст. 9 гласит В субъектах
Российской Федерации, имеющих социально-экономические, исторические, национальные
и иные особенности, регулирование вопросов организации местного самоуправления
может осуществляться с учетом особенностей, предусматривающих возможность
сохранения установленной законом субъекта Российской Федерации на день
вступления в силу настоящего Федерального закона территориальной организации
местного самоуправления с осуществлением местного самоуправления в видах
муниципальных образований, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи,
и (или) муниципальных образованиях, образующих двухуровневую систему
организации местного самоуправления (поселения (сельские и городские) и
муниципальные районы).
То есть установлена возможность сохранения двухуровневой системы (сельские или городские
поселения и муниципальные районы) для субъектов РФ, имеющих
социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности. Если
муниципальный или городской округ сформированы в границах более одного
поселения, существовавшего по состоянию на день вступления в силу закона, то в
административных центрах таких поселений сформируют территориальные органы,
входящие в структуру местной администрации.
" Осуществляется с УЧЕТОМ МНЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ".
Увидела в сети, что в с. Идринское будет сбор подписей против объединения, мы тоже по сельским территориям не согласны с объединением с кем -либо, а хотим сохранить Идринский район НЕПРИКОСНОВЕННЫМ!!! А по сельским территориям как организовать сбор подписей? Не каждый может выехать в райцентр!
осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами
каждого из объединяемых муниципальных образований. Каждое из объединившихся
муниципальных образований утрачивает статус муниципального образования.
Разделение муниципального образования,
влекущее образование двух и более муниципальных образований, осуществляется с
учетом мнения населения, выраженного представительным органом соответствующего
муниципального образования.