«Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19-14).
На Руси родительскому благословению предавали особое, сакральное значение и принимали в особо значимых и судьбоносных случаях. В «Троицком листке» позапрошлого века мы находим следующее повествование: по словам благочинного церквей Волоколамского уезда, протоиерея Михаила Николаевича Рождественского, в одной деревне прихода села Середы, близ города Волоколамска, жили молодые супруги у которых родился ребенок. В один из весенних дней супруги поехали в поле, где муж сеял яровое, а жена боронила. По окончании дневного труда они усталые возвратились домой. Поужинав, муж лег спать, а жена никак не могла успокоить малютку сына, который плакал и нестерпимо кричал. Мать долго успокаивала его, и, наконец, не вытерпев, прокричала в гневе: «Хоть бы тебе нечистый глотку завалил, хоть бы тебя нечистая сила взяла!» Малютка после этого безумного пожелания моментально умолк. Мать очень обрадовалась успокоению младенца, положила его в люльку, а сама погрузилась в глубокий сон. Прошло 3-4 часа, мать проснулась и, не слыша плача, подошла к люльке, чтобы покормить ребенка. К своему ужасу, сына она не нашла, полагая, что спросонья положила его на кровать, мать стала усиленно искать его на постели, шаря руками. Разбуженный муж спросил ее: «Что ты здесь ищешь, спать не даешь?»
Жена с воплем отвечала: «Николай, ребенок пропал!».
На это муж ответил: «Глупая баба. Куда он мог деваться? - зажги свет». Оказалось, что ребенка в люльке нет, на кровати тоже, и когда стали осматривать все углы в комнате, то заметили вдруг, что под лавкой торчат ножки, а голова ребенка просунута в подполье через скважину шириною в 2,5 вершка. Стали супруги доставать ребенка, но не могли. Они позвали соседей, которые вынули половицу. Только после этого они смогли вытащить ребеночка, личико которого уже почернело, но было еще с признаками жизни. С большим трудом он был приведен в сознание. Благочинный официально донес об этом случае митрополиту московскому Филарету Дроздову. Митрополит в своей резолюции на донесении просил, чтобы священники внушали своим прихожанам быть осторожными в выражениях, обращенных к детям. Особенно матерям предписывалось резолюцией помнить слово Божие, в котором говорится, что матери дан суд над своими детьми, поэтому каждое слово матери имеет особую действенную силу и непременно сбывается. Если мать своего ребенка благословит, то и Божье благословение будет почивать на нем во все дни его жизни. Если же мать проклянет его, никакая сила не сможет спасти его от бедствия, пока сама мать не покается в своем безумном слове и не спросит у Господа Бога благословения своему чаду.
Итак, Христос, благословляя детей, как бы усыновляет их Себе и сообщает им особый благодатный статус. Возможно, Он употреблял в данном случае каноническую форму, известную ветхозаветной церкви: «Бог да сотворит тебя как Ефрема и Манассию» или другую, тоже имевшую литургический статус, приведенную в книге Чисел (6, 22-23 ): «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя. Да призрит на тебя Господь светлым лицем своим и помилует тебя. Да обратит лице Свое на тебя и даст тебе мир».
протоиерей Олег Стеняев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев