К таким выводам пришла Счетная палата по итогам проверки использования федеральных субсидий, выделенных в 2022–2024 гг. на строительство объектов ЖКХ и культуры в рамках госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», а также бюджетных инвестиций, предоставленных АО «КАВКАЗ.РФ» на создание туристической инфраструктуры на территории Северного Кавказа.
В частности, Кабардино-Балкарской Республикой и Карачаево-Черкесской Республикой неэффективно использованы бюджетные субсидии в размере 1,3 млрд рублей и 405 млн рублей, направленные в 2022-2024 годах на реконструкцию канализационных очистных сооружений в с. Эльбрус (далее – КОС «Эльбрус») и драматического театра в г. Черкесске. Проверка установила, что результаты предоставления субсидий не достигнуты: построенные очистные сооружения не введены в эксплуатацию, строительство драмтеатра приостановлено.
Более того, при проведении работ по реконструкции данных объектов Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики были допущены финансовые нарушения и недостатки. В частности, установлено завышение сметной стоимости строительства (на 153,9 млн рублей по КОС «Эльбрус» и на 159 млн рублей по драмтеатру), а также выявлены факты нецелевого использования части средств при реализации работ на КОС «Эльбрус» на сумму 18,6 млн рублей, включая закупку оборудования, не относящегося к реконструкции объекта.
Недостаточная эффективность также отмечена Счетной палатой по итогам проверки использования бюджетных инвестиций, предоставленных АО «КАВКАЗ.РФ» на создание объектов туристической инфраструктуры в особых экономических зонах (ОЭЗ) на Северном Кавказе. В 2022-2025 годах общий объем инвестиций в инфраструктуру ОЭЗ составил 40,2 млрд рублей, из которых освоено – 28,8 млрд рублей (71,6%). Нецелевого использования средств проверкой не установлено. При этом показатели результативности предоставления бюджетных инвестиций в ряде случаев не достигались: в 2022 году фактически введены 3 объекта ОЭЗ из 5 запланированных, в 2023 году – 18 из 20, в 2024 году – 7 из 9.
Кроме того, отмечена недостаточная эффективность деятельности по организации работы с резидентами ОЭЗ. В первую очередь это выражается в несоизмеримости объемов инвестиций резидентов с масштабом бюджетных вложений в создание инфраструктуры. С 2010 года на создание инфраструктуры ОЭЗ «Архыз» и ОЭЗ «Эльбрус» было направлено 23,3 млрд рублей и 25,4 млрд рублей, соответственно, при этом резидентами данных ОЭЗ по состоянию на 1 января 2025 года инвестировано 9,9 млрд рублей и 1,8 млрд рублей.
В ходе проверки также зафиксированы случаи оказания услуг по временному размещению граждан, являющихся собственниками (пользователями) объектов недвижимости, расположенных в границах ОЭЗ «Эльбрус» и на прилегающих к ОЭЗ «Архыз» и ОЭЗ «Эльбрус» территориях. По мнению Счетной палаты, такая практика может приводить к формированию «скрытых» доходов, не учитываемых при налогообложении.
Помимо этого, Счетная палата провела анализ реализации договора-купли продажи акций АО «УК Архыз» и основных условий концессионного соглашения, планируемого к заключению в целях развития всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Архыз» (далее – КС «Архыз»). По итогам анализа Правительству Российской Федерации даны рекомендации, направленные на улучшение условий, обеспечивающих более устойчивую позицию публичной стороны в рамках КС «Архыз», а также на закрепление в законодательстве требований к размеру банковской гарантии при заключении концессионных соглашений.
Также по итогам проверки контрольное ведомство предложило Правительству установить дополнительные требования к резидентам ОЭЗ и меры их ответственности за невыполнение принятых обязательств.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев