Рассмотрим вопрос начальной верификации идеи вашего продукта.
Ваш продукт никому не нуженИтак, вы, руководитель продукта, проработали концепцию своего продукта и определили его ключевые особенности. Не нужно сразу начинать искать исполнителя на проект и запускать проект в разработку для создания реального образца продукта. Почему? Очень вероятно, что ваш продукт никому кроме вас не нужен. Либо он кому-то нужен, но не настолько, чтобы за него платить. Возможно они и готовы платить, но не в том объеме, который нужен вам. Может этих людей не так много, как вам кажется. В априори считайте, что ваш продукт никому не нужен, и вам требуется доказать себе, что в нем есть реальная ценность для целевой аудитории.Будьте немного пессимистом в начале проекта и оптимистом на более поздних стадиях проекта (а он там точно пригодится).
Сейчас нужно проверить идею на реальных потребителях/заказчиках.
- Заказчик — тот, кто покупает решение.
- Потребитель — тот, кто использует ваше решение.
Ваш продукт должен быть актуальным и для первых, и для вторых.
Рекомендуем посмотреть нашу статью
Главная проблема стартапа - делать проект вслепую. Что показывать целевой аудитории?Создайте презентацию для заказчиков в Google Slides на 3 листах:
- Для кого делается решение и в чем его боль?
- В чем суть решения?
- Какие условия использования, поставки?
Важные моменты:
- Кратко, без воды и общих фраз.
- Не нужно никого пытаться уговаривать (никаких продающих фраз). Вы не должны сейчас продавать решение, вы должны понять нужно оно кому-то или нет.
- Главная задача — донести правильно смысл
- Стилистика не важна. Фирменный стиль не нужен. Просто возьмите хороший аккуратный шаблон с минималистичным дизайном.
Где искать людей?Найдите 2‑3 представителей целевой аудитории и покажите им свою презентацию. Где искать:
- ваши текущие клиенты
- друзья друзей в социальных сетях (под предлогом спросить профессиональное мнение по их области).
- поиск компаний заказчика и начало общения под видом заказчика с последующим переходом к идее сервиса.
Что спрашивать
Проведите встречу с ними, либо скайп-колл. Упор надо сделать на общение, а не на презентацию. Презентация — это скорее дополнение к разговору, а не наоборот.
Что нужно выявить:
- критична ли для них эта проблема? и насколько критична.
- как они сейчас решают проблему?
- как они в идеале хотели бы решать проблему?
- на каких условиях они готовы покупать идеальное решение?
- готовы ли они оставить свои критичные данные? (каталог-прайс, юридические данные, контакты внутренних заинтересованных лиц в их компании). Именно это служит позитивным сигналом, что идея им действительно интересна.
Заведите файл Excel с партнерами, которых вы опросили: ФИО, контакт, краткое резюме, степень лояльности проекту.
В идеале у вас перед началом проекта уже должен быть пул из 10 лояльных заказчиков, которые спят и видят, когда уже наконец появится ваш продукт.
Задание- Создайте краткую презентацию
- Проведите минимум 3 опроса
- Создайте Excel файл Партнеры и занесите результаты опроса.
СоветыКлючевой процесс продукта. Создание начальных макетов продукта
В каждом продукте можно выделить некий основной процесс, по которому работает 90% пользователей системы. Вам необходимо его найти, выделить и детально описать.
Сториборд — это визуальное (а в нашем случае табличное — для простоты и скорости составления) отображение ключевого процесса проекта.
Из чего состоит сториборд
Блоки, соединенные линиями. Каждый блок — это пользовательская история по некой активности пользователя в системе.
Например, для CRM аренды недвижимости это может быть так:
- Вход менеджера CRM в систему
- Проверка наличия и бронь недвижимости по звонку от клиента
- Мониторинг панели основных показателей системы
- Завершение работы
Степень детализации не имеет значения. Важно воспроизвести точный привычный порядок действий пользователя и получить обратную связь от пользователей.
Можно ничего не придумывать, а просто спросить пользователей как они работают, а еще лучше — понаблюдать (хотя это и сложнее, но зато это даст более точную картину).
Не пытайтесь эти работы повесить на программистов, команду разработки или дизайнеров. Это не их задача. Это задача продукт-менеджера (ну или продуктового дизайнера). В итоге надо сразу расставить зоны ответственности и действовать по установленным договоренностям.
Если система делается для внешнего потребителя, можно начать с самых дальних касаний (например, потребитель увидел ваше рекламное объявление где-то в Сети).
Где заканчивать описание ключевого процесса?Описывать следует до того момента, как пользователь получил ощутимую пользу от использования сервиса: разместил объявление на площадке, получил некую информацию, настроил свой профиль в социальной сети (например, >90% заполненности профиля).
Создание структуры проектаЕсли говорить о некой многопользовательской системе, то проект можно разделить на области:
- Неавторизованная область (пользователь не зарегистрирован в системе). Здесь будут общие текстовые страницы, каталог товаров/услуг, формы входа, регистрации.
- Кабинеты по типам пользователей. В системе могут работать Поставщики, Партнеры, Покупатели и другие типы внешних пользователей. На каждого из них будет свой вид кабинета со своим интерфейсом.
- Кабинеты для служебных ролей. Модераторы, операторы, администраторы, контент-менеджеры.
Определите список кабинетов в системе и для каждого кабинета опишите список доступных страниц.
Сначала опишите состав меню каждого кабинета, а затем список внутренних страниц. Пример - Страница заказа. Ее не будет в меню. В меню будет страница Заказы, а уже с нее идет ссылка на Страницу заказа.
Создание макетовКлючевое по макетам — создаем их быстро, а не технологично. Затем получаем обратную связь, дорабатываем макеты и так делаем, пока не будет простой и понятный функционал для пользователя.
Как создавать макеты:
- сначала вручную на бумаге (на А4 можно сделать 4 макета).
- визуализируем только ключевые детали (не нужно пока тратить внимание на мелкие несущественные детали)
- если есть время/деньги/желание, то даем задание перенести это в системы создания прототипов (Axure или др) с полной динамикой прохода по страницам
- описывайте только страницы ключевого процесса. Меньше страниц — меньше согласований, быстрее вносить правки, более точный фокус на основном.
- описывайте только страницы ключевого процесса. Меньше страниц — меньше согласований, быстрее вносить правки, более точный фокус на основном.
Не нужно сидеть долго над каждым макетом. На 1 версию макета 1 страницы - не более 10 мин.
Лучше быстро сделать, показать, понять, что это совсем не то, переделать заново, нежели потратить 2 недели на макеты, а затем за них держаться, т.к. мы в них вложили столько сил и души. Человеку свойственно защищать то, во что он сильно вложился, даже если это полная ерунда. Поэтому не нужно слишком “прикипать” к своим макетам. Макеты — это просто способ общения с потребителями и разработчиками, не более того.
Примечание:
Стремитесь к тому, чтобы функционал первой версии был минимальный. Чем меньше объем, тем быстрее, проще и дешевле ее будет внедрить: меньше рисовать, меньше писать ТЗ, меньше кодировать, меньше в итоге переделывать.
У вас есть лояльные заказчики/пользователи. Используйте это для верификации ваших макетов. В правильном ли мы направлении движемся? Понимают ли они эти макеты без пояснений? Есть ли у них интерес к системе (в ходе взаимодействия это будет видно)?
Сразу настройтесь на то, что вы сделаете структуру и макеты за 1 день. В этом нет ничего сложного, можно подсматривать удачные решения из чужих систем (но не надо слепо копировать). Самые ужасные корявые макеты (но по смыслу правильные) лучше тех, которые сделают “в ближайшее время”.
Сбор обратной связи по прототипамСозданные макеты следует показать пользователям и доработать их по их обратной связи.
Зачем это нужно:
- интерфейс может быть непонятен им.
- возможно вы упустили важные для них особенности процессов
- возможно ваш интерфейс не решает важных задач пользователя
Все это вы сможете выявить в процессе беседы с представителями целевой аудитории.
Что необходимо сделать:
- Выберите из вашего пула лояльных пользователей 2‑3, которые согласны на колл (звонок по скайпу) на 20 минут по вашей системе.
- Заранее запланируйте колл по скайпу с ними (важно чтобы пользователь был с ПК, а не с мобильного).
В самом колле:
Кратко напомните суть сервиса и поблагодарите за помощь в создании сервиса
Покажите свои макеты, можно просто фото ваших набросков, и кратко опишите их
Задавайте различные вопросы формата “А как сделать то-то”. Это даст возможность выявить, насколько человеку понятен интерфейс программы
Дайте почувствовать пользователю себя экспертом и поощряйте его высказывать критическое мнение о системе и интерфейсе.
Задайте вопрос - решает ли система начальную поставленную задачу?
Спросите, какой макет он считает самым важным? Почему? Какие страницы ему кажется несущественными и ненужными? Чего не хватает? Как в идеале надо упростить процесс работы над системой?
Поблагодарите человека за помощь и скажите, что сообщите, когда появится пробный образец программы.
Занесите результаты и инсайты в документ Excel. Этот документ вы потом сможете использовать для поиска идей по улучшению вашего продукта.
Ваша задача - не продать решение, а получить максимум информации от данного пользователя. Если вы будете пытаться продать, то пользователь закроется.
Шаблон сториборда в табличном виде, структуры проекта и сбор обратной связи вы сможете найти среди материалов на нашем сайте
СоветыЗадание- Создайте свой сториборд ключевого процесса
- Получите комментарии пользователей к вашему сториборду и улучшите его.
- Создайте структуру своего проекта (кабинеты и страницы для них)
- Создайте макеты страниц от руки на бумаге.
Риск-менеджмент вашего продукта. Что должен делать руководитель продукта?
Закон Мёрфи — Всё, что может пойти не так, пойдет не так
Необходимо заранее охватить всевозможные риски и хотя бы принять их. Важно, чтобы свершившийся риск не был для вас полной неожиданностью.
Что такое риск?Риск — это негативное событие, которое может наступить с некоей вероятностью и имеет некую критичность для вас.
Ваша задача: выявить риски, распределить по типам и проранжировать их на основании критичности и вероятности.
Что делать с рискомДля каждого риска проставьте критичность K и вероятность P (от 1 до 3. 3- мегакритично, 1 — малокритично).
Получите интегральный показатель по всем рискам (например, по формуле P+ 2* K). Отсортируйте список в порядке убывания и у вас будет план по обработке рисков (начиная с самых критично-вероятных).
- Вырабатываем меры по уменьшению критичности
- Вырабатываем меры по уменьшению вероятности
- Если ничего сделать с ним не можем, то надо смириться с этим и знать что это может случиться.
Пример обработки рискаВозьмем риск, который несет на себе каждый из нас — автомобильная авария.
Вероятность — средняя, ближе к высокая (особенно для тех, кто постоянно катается за рулем на дальние расстояния).
Критичность — очень высокая.
Как можем снизить вероятность — меньше кататься на авто, найти работу поближе и ходить пешком, либо работать из дома. Не ездить с лихачами. Взять за правило никогда не гнать под желтый.
Как можем снизить критичность — купить машину побольше, всегда пристегиваться, машина с подушкой безопасности.
Полностью риска избежать не получится, и нужно смириться с тем, что это может произойти с каждым (но при этом надо предпринять как минимум те меры, которые мы описали).
Примеры рисков при разработке продуктаВыделим несколько рисков, с которыми вы можете столкнуться:
Усложнение функционала и ненужные функции. Стремление все усложнить и накрутить — очень частая история. Старайтесь сознательно с этим бороться.
Костыли. Программисты могут без вашего ведома использовать некие костыльные решение за неимением более подходящего решения. Проблема костылей в том, что они усложняют сопровождение и увеличивают риски возникновения ошибок в продукте
Смена product owner. При этом скорее всего изменится видение продукта, его стратегическое развитие. Если придет неподходящий человек, то это может погубить даже стабильный устойчивый успешный продукт.
Слишком сильное желание угодить потребителю - в погоне за мимолетными желаниями пользователей вы быстро потеряете фокус продукта и сделаете решение “все для всех”. Обычно такие решения очень сложны в использовании, неповоротливые и имеют очень сложный витиеватый интерфейс.
Также читайте нашу статью
про риски веб-проекта Управление требованиями по продукту
Что реализовать продукт, его необходимо конкретно и однозначно описать. Чем точнее описание, тем меньше будет разница между ожиданиями и результатом.
Описывать продукт необходимо итеративно. Для начала определитесь с 1 версией продукта - минимальный функционал, который будет введен в эксплуатацию.
Как описывать требованияОписывать его можно в виде пользовательских историй. Каждая история - это детализация возможности некоторой роли в системе. Можно это делать в формате “Я как роль такая-то могу сделать то-то с такой-то целью”.
Ключевые моменты пользовательской истории:
- роль
- что может сделать
- для чего он это делает.
Совместно с разработчиком можно детализировать описание и добавить технические ограничения и детали:
- какие поля будут у формы,
- какие ответы должна обрабатывать форма
- реакция системы в специфичных ситуациях (например, на мобильном экране)
- специфические ограничения доступа.
К первой версии программы надо идти поэтапно. В крайнем случае это может быть 1 этап. ТЗ (техническое задание) на этапе - это по сути набор пользовательских историй. К пользовательским историям можно прикладывать макеты, которые были сформированы ранее.
Организация хранения требованийГде хранить пользовательские истории? В беклоге. В самом простом случае это таблица Excel со следующими полями:
- Пользовательская история
- Статус (Не начата, В работе, Отложено, Внедрено)
- Приоритет
- Сложность реализации
- Детальные требования
- Значение для продукта
На основании приоритета, значения для продукта и сложности вы можете определить, что необходимо реализовать в первую очередь.
Как работать с беклогомБеклог - это постоянно обновляемый документ.
В него попадают все новые хотелки, возникающие по ходу проекта. Ни в коем случае не внедряйте сразу все, что приходит в голову.
Если в ходе этап возникла идея - просто заносим в беклог и описываем ее в разрезе всех столбцов беклога. Очень часто возникает ситуация, что требование быстро становится неактуальным, либо трансформируется или уточняется. Поэтому нет необходимости транзитом через беклог сразу “гнать” требования в сторону разработчиков.
Двигаясь по этапам вы периодически обновляете беклог:
- обновляете статусы реализованных возможностей
- добавляете новые идеи
- детализируете самые приоритетные истории
Когда подходит время делать следующий этап, вам не нужно судорожно придумывать, что делать дальше. Вы берете из беклога самые приоритетные истории и из них делаете ТЗ.
Пример карты рисков и шаблон беклога есть среди материалов к данному курсу
СоветыЗадание
- Составьте свою карту рисков и проранжируйте их по вероятности и степени критичности (по интегральному показателю).
- Составьте план мероприятий по обработке рисков.
- Сформируйте начальный беклог для своего проекта (не менее 5 возможностей) с заполнением всех полей.
Дизайн продукта
Дизайн продукта важен. Дизайн должен служить целям потребителя продукта, а не быть просто красивым.
Хороший дизайн в нашем понимании — это:
- удобный ввод и вывод информации
- понятный с первого взгляда внешний вид
- отсутствие “удивляющих элементов”
- приятные удобства (горячие клавиши, множественное добавление, быстрый поиск, минимум простоя пользователя)
- хорошая адаптация под мобильные
- быстрая реакция интерфейса (а не как в Битрикс24 при открытии окна комментария — задержка на 1,5 секунды).
Неверное понимание дизайна:
- сделаем очень красивую зеленую (нет, лучше красную) кнопку — это крайне важно для продаж
- нам нужно что-то свое, уникальное, чтобы отличаться внешним видом от других.
- как-то все простенько и примитивно, давайте сделаем что-то покруче.
- а давайте поиграем со шрифтами?
- нам нужны на каждой странице очень качественные фотки по 2Мб
Как понять, какой дизайн мне нужен? Все просто — отталкиваемся от вашей целевой аудитории. Каждая аудитория ценит что-то свое. Основные принципы остаются теми же, просто добавляются некоторые штрихи и детали, которые делают ваш интерфейс “своим” для потребителя.
Если у вас нет особого понимания по дизайну, то исходите из трех простых концептов:
- простота и понятность — все должно быть просто и понятно без лишних слов
- минимализм — чем меньше элементов, тем меньше будет проблем и неточностей на выходе. Дизайн будет более чистым.
- скорость — все должно быстро работать, ключевые функции должны быть легко доступны.
Продвижение и реклама
О продвижении надо задуматься до начала создания продукта.
Вам необходимо более подробно раскрыть вопросы из концепции:
- как вы планируете привлекать целевую аудиторию к продукту
- какие каналы вы готовы задействовать для привлечения
- как вы будете проводить измерения эффективности своего продвижения
- какой контент нужен вам для продвижения
- как вы будете в деталях обрабатывать вашего потенциального клиента.
Хороший вариант стратегии продвижения (не панацея и не серебряная пуля)- вы создаете ядро — это может быть сервис или услуга, или очень ценная информация.
- вы создаете артефакты (контент), который ведет к этому ядру. Контент может быть на вашей площадке или размещен где-то вовне.
- вы настраиваете трафик не рекламируя ядро, а на вспомогательный контент (по сути это не реклама, а ценный контент для потребителя).
- привлекайте повторно тех, кто заинтересовался вашим контентом.
Примечание:
- Контент надо делать хорошим (никакого рерайтинга и продающих копирайтеров). Ваши материалы должны по сути быть хорошими, без воды. В сети и так куча мусора без вас.
- Не нужно предлагать не разогретому лиду свое конечное предложение — он все равно не готов его воспринимать сразу.
Как делать контент?По следующей структуре:
- материалы о проблеме, которую вы решаете
- материалы по возможным решениям проблемы
- материалы по вашему решению проблемы (а также о проблемах, возникающих при использовании альтернативных решений)
- материалы по использованию вашего решения
- материалы про максимизацию выгоды от использования вашего продукта.
Каждая предыдущая ступень должна ссылаться на материалы следующей ступени. Таким образом потребитель подбирается к ядру — вашего основному предложению.
Альтернативный способ — собрать всю семантику (Wordstat, KeyCollector), структурировать ее и писать статьи под каждый семантический кластер. Этот вариант даст больше покрытие по ключевым словам, но материал будет не так хорошо структурирован как в 1 варианте.
В любом случае у вас в итоге должна появиться карта контента, которую вы будете использовать как план создания полезных материалов для вашего потребителя.
Как привлечь трафик. Основные каналы:
- SEO сайта. Обязательно необходимо все настроить базово на сайте (внутренняя поисковая оптимизация).
- Видео в youtube. Если возможности позволяют, то это хороший способ конкуренции в ТОП 10 Гугла и Яндекса по ключевым запросам
- Контекстная реклама Директ и Adwords - используйте только точечные настройки. Идти широким фронтом в этих системах будет крайне дорого. Используйте их в первую очередь для ретаргетинга.
- Внутренняя реферальная система. Если у вас действительно ценный сервис, то пользователей будет относительно несложно привлечь к тому, чтобы они делились информацией о сервисе с другими. Особенно если вы их простимулируете выгодными предложениями и скидками на ваш продукт.
- Социальные сети. Все зависит от вашей целевой аудитории. Пробуйте охватить узким таргетингом. Если он показывает низкий результат, то скорее всего расширение таргетинга только ухудшит показатели.
- Оффлайн реклама и работа с партнерами. Не стоит забывать и про эти способы. Вы можете привлечь партнеров через оффлайн.
- Внешние площадки с вашим контентом. Вы можете распространять свой контент на известных площадках и светиться на различных мероприятиях, где бывает ваша целевая аудитория.
Посмотрите нашу статью про
оптимизацию контента сайта.
Обработка потенциального клиентаРуководитель продукта должен точно знать, что делать с потенциальным клиентом. По какой дорожке он должен пройти — от момента 1 касания до полного закрытия всех отношений с ним.
Что включает в себя эта дорожка:
- первичный сбор информации и передача информации лиду
- коммерческое предложение
- сделка
- выполнение обязательств
- выявление и обработка дополнительных потребностей
- отзывы, рекомендации
В каждом случае будет свой уникальный процесс. Вы должны максимально точно прописать как это будет происходить в вашем случае.
В случае сервиса этот процесс будет немного отличаться:
- первичный визит сервиса
- изучение сервиса
- начало работы с сервисом
- получение фиксированного результата или ценности от сервиса
- возврат на сервис
- привыкание к сервису
Процесс адаптации к сервису называется онбординг. Вы должны максимально мягко адаптировать пользователя к вашему сервису. Также вам понадобятся инструменты для возврата пользователя на сервис (ретаргетинг, push-уведомления, email с аналитикой и т.д.)
Создание программных продуктов. Реализация продукта
Первое решение: Выбрать способ создания продукта — Разработка vs Готовый продукт vs Полуфабрикат.
Посмотрите нашу статью,
сравнивающую облачные сервисы, разработку на заказ и готовые продукты. - Разработка — это долго, дорого, множество ошибок, но зато вы можете развивать продукт в точности под свои потребности и обходить ограничения готовых продуктов.
- Готовый продукт - быстро, относительно дешево, мало ошибок. Сложно менять и кастомизировать, в будущем могут возникнуть проблемы с производительностью и невозможностью дальнейшего развития (например, появился у вас новый филиал, а в программе не заложен такой функционал).
- Полуфабрикаты. Это платформы, которые позволяют быстро делать некие решения под свои требования. Имеют свои ограничения, но их можно обходить и развивать продукт под себя.
Если есть подходящее готовое решение и нет видимых ограничений и рисков его использования в обозримом будущем (1-2 года), то надо брать его.
Если решения нет, то пробуем делать на какой-либо готовой платформе.
Если нам нужно что-то сильно специализированное с широкими возможностями изменения, то делают с нуля по полному стеку разработки.
Мы занимаемся именно полуфабрикатами. У нас есть платформа, на которой мы создаем готовые решения, которые в будущем можно адаптировать и развивать под себя.
Варианты работы с подрядчиком разработки- инхаус (найм в компанию) - самый дорогой вариант, надо постоянно платить и чем-то занимать людей по 8 часов в день, сложно проверить квалификацию (если внутри нет технического специалиста), лучше всего контроль сроков.
- компания-подрядчик. Для серьезного долгосрочного варианта считаю что это оптимальным вариантом. Юридические обязательства по договору. Если возникает простой на проекте - то можно заморозить отношения и работы на проекте (что невозможно с работником). Скорее всего никуда не пропадут, как это может сделать физическое лицо. Есть свой менеджер проекта, который помогает координировать проект.
- фрилансер-подрядчик. Дешевле всего. Придется выполнять роль менеджера для фрилансера. Может внезапно пропасть. Если побочная загрузка и это скажется на сроках вашего проекта. Скорее всего все делаем сам, от чего может страдать качество (но если он может это все делать хорошо, то будет все быстро двигаться).
Как построить работу с подрядчиком- Определяем первую версию для внедрения (список пользовательских историй в беклоге)
- Получаем общую начальную оценку по проекту от исполнителя по срокам и бюджету
- Согласовываем и подписываем договор об оказании услуг
- Определяем задание на первый этап (ТЗ в деталях) + определяем точную смету этапа и календарный план проверок по этапу.
- Проводим проверку в контрольных точках + обновляем беклог проекта (новые идеи, изменение статусов, детализация будущих задач).
- Проводим приемку этапа и переходим к следующему этапу.
Также посмотрите статью
Как выбрать программиста или подрядчика, не понимая деталей процесса разработки? Поиск и выбор подрядчиков на различные работы
Ключевые моменты по поиску исполнителей- Чтобы найти хорошего исполнителя, нужно иметь хороший выбор кандидатов (не думайте что из одного кандидата вы сможете найти одного хорошего исполнителя).
- в идеале лучше обойтись без подрядчика, если это возможно (поиск исполнителя - это головная боль и траты. Убрать исполнителя из проекта - еще более сильная головная боль).
- Нельзя заткнуть дыру в проекте еще большим количеством людей. Чем больше людей, тем сложнее всем этим управлять и тем больше энтропии.
Где искать исполнителей- Если вы ищете одиночных исполнителей, то создавайте проект на fl.ru либо подавайте вакансию на hh.ru.
- Если вам нужна компания, то ищите в поисковиках по узким тематическим запросам (т.е. в точности что вам нужно, а не “создание сайта недорого”).
Хорошая тактика - найти продукт, который вам нравится и узнать кто его технически реализовал. При этом необязательно это должен быть аналог вашего продукта. Например, команда, реализовавшая хорошо некий интернет-сервис для банка, скорее всего хорошо сделает и аналогичный сервис для совершенно другой среды.
Что важно учесть при поиске исполнителя- пишите все максимально конкретно и и точно. Так вы сможете сразу отсеять неподходящих. Не “требуется программист”, а “Требуется программист ABCD 4.5 с поддержкой баз данных QWE 5+”.
- в заявке в явной форме напишите кто вам точно не подойдет
- в заявке напишите, что должен указать кандидат в ответном письме (фильтруем неадекватных людей, которые не читают вашу заявку).
- Не приукрашивайте условия (только если к вам никто не идет можно сделать условия более привлекательными).
- Предлагайте небольшое тестовое задание (или выставление коммерческого предложения по вашему заданию) и проверяйте в первую очередь исполнительность (если исполнительность сильно страдает в начале, то с чего бы ей улучшиться потом?).
Как проверить исполнителя- С помощью другого исполнителя, которому вы доверяете
- Поспрашивать по деталям проектов, которые он делал (вы сможете понять участвовал ли он в них или нет).
- Спросить в деталях как он будет решать вашу задачу и какие идеи у него есть на этот счет. Детальный прозрачный план-смета - основа хорошего этапа.
- Давать задания на проверку человеческих качеств - порядочность и честность, исполнительность, аккуратность и т.д.
Советы- Почитайте статьи про онбординг
- Изучите хорошо возможности площадок fl.ru и hh.ru с точки зрения работодателя.
- Почитайте пару статей на тему Основные правила дизайна, юзабилити
Задания- Продвижение. Напишите начальную структуру своей карты контента
- Продажи. Напишите свой процесс обработки потенциального клиента.
- Напишите свое объявление на поиск программиста под ваш проект
- Напишите свое объявление и тестовое задание на поиск продвижения под ваш проект
- Определите ключевые подходящие качества людей в вашей команде и как вы планируете их проверить.
- Реализация продукта. Найдите подходящие готовые решения для создания своего продукта.
- Реализация продукта. Определите в деталях состав первой версии продукта (т.е. что должно быть внедрено в эксплуатацию в первичном виде)
- Дизайн. Определите точнее свой концепт дизайна, основываясь на описании целевой аудитории своего продукта.
- Дизайн. Критически просмотрите свои макеты, насколько они соответствуют правилам хорошего дизайна? Что можно улучшить?
Ввод в эксплуатацию
Нет комментариев