#ЛитературныйКалендарь #БиблиотекариСоветуют #ЦГБТобольск cbs-tobolsk.tmn.muzkult.ru/ 18 октября родился Юрий Тынянов.
Ю́рий Никола́евич (Насо́нович) Тыня́нов (6 [18] октября 1894, Режица, Витебская губерния — 20 декабря 1943, Москва) — русский советский прозаик, драматург, сценарист, переводчик, литературовед и критик, представитель русского формализма.
Ю. Н. Тынянов внёс значительный вклад в разработку теории литературной эволюции, изучение структуры стихотворного языка, а также в осмысление природы пародии и принципов сценарного искусства. Тынянов рассматривал литературу как динамическую систему, развитие которой определяется внутренними структурными сдвигами, и последовательно применял функциональный подход как к словесному, так и к экранному искусству.
Тынянов — один из ведущих представителей русского формализма, участник Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗ), в рамках которого он взаимодействовал с В. Б. Шкловским и Б. М. Эйхенбаумом. В своей научной концепции он рассматривал литературное произведение как систему соотносительных и взаимообусловленных приёмов, а не как сумму тем, идей или психологических мотивов. Нельзя, по мнению Тынянова, говорить о литературном произведении "как о "совокупности" известных сторон его: сюжета, стиля и т. д. Произведение представляется системой соотнесенных между собою факторов".
В работе «Проблема стихотворного языка» (1924) Тынянов исследовал внутреннюю организацию стихотворного текста, указывая, что стих обнаруживается «как система сложного взаимодействия, а не соединения, как борьба факторов, а не как содружество их». Он настаивал, что формальный анализ не сводится к описанию внешней формы, а должен выявлять «функции элементов» в динамической системе.
В статье «О литературной эволюции» он сформулировал представление о литературе как о динамически развивающейся системе, эволюция которой определяется внутренними структурными сдвигами, а не внешними факторами. «Система литературного ряда, — писал Тынянов, — есть прежде всего система функций литературного ряда, в непрерывной соотнесенности с другими рядами. Ряды меняются по составу, но диференциальность человеческих деятельностей остается. Эволюция литературы, как и других культурных рядов, не совпадает ни по темпу, ни по характеру (в виду специфичности материала, которым она орудует) с рядами, с которыми она соотнесена. Эволюция конструктивной функции совершается быстро. Эволюция литературной функции — от эпохи к эпохе, эволюция функций всего литературного ряда по отношению к соседним рядам — столетиями».
Тынянов разграничивал понятия «генезис» и «традиция»: генезис он описывал как случайный и изменчивый, традицию — как закономерную, складывающуюся в рамках национальной литературной системы.
В ряде работ Тынянов обратился к проблеме пародии как особой литературной формы. В статье «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» (1921) он рассматривал пародию не как отрицание оригинала, а как самостоятельный художественный приём, способный к сложному диалогу с исходным текстом.
С конца 1920-х годов Тынянов активно занимался теорией кино. В статьях «Об основах кино» (1927) и «О сценарии» (1929) он применил принципы формального анализа к киноведению, определяя кино как особый вид искусства, оперирующий не словом, а зрительным образом и требующий собственных приёмов построения повествования. Он считал, что сценарий должен быть не «литературной заготовкой», а автономным произведением с собственной композицией.
Стиль научной прозы Тынянова отличался ярко выраженной индивидуальностью и гетерогенностью: «у Тынянова нет стилистически гомогенных текстов, каждая его статья утверждает право на не-сходство и различие как на необходимую потребность стать «новым зрением»в науке». По наблюдению Е. В. Бережной, его методология выходила за рамки словоцентризма формалистской школы, включая в анализ внелингвистические и культурные факторы. Тынянов «не полагался на искусство слова только; его выход за пределы филологического поля был уходом от тех форм выражения, которые являлись идеологическим субстратом культуры, к внесловесным интуициям».
Источник: Википедия.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев