1. Кто может проверить ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление отчетности организациями бюджетной сферы
Данный вопрос могут проверить Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы (КСО) субъектов РФ, федеральных территорий и муниципальных образований, а также Федеральное казначейство и иные органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в рамках контрольных мероприятий (п. п. 1 - 3 ст. 265 БК РФ, ч. 1, 1.1, 2 ст. 3 Закона о контрольно-счетных органах).
Счетная палата РФ, КСО субъектов РФ, федеральных территорий и муниципальных образований ежегодно проводят внешнюю проверку бюджетной отчетности ГАБС в рамках внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета (п. п. 1, 2 ст. 264.4 БК РФ, ч. 5 ст. 14 Закона о Счетной палате РФ, п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 1.1, п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона о контрольно-счетных органах, п. п. 2.2, 2.3 СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета", п. 2.1 Стандарта, утвержденного Распоряжением КСП МО от 10.12.2018 N 40Р-64).
Проверка правильности отражения операций в учете и отчетности предусмотрена в следующих типовых темах контрольных мероприятий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п. 13 Федерального стандарта N 208):
• проверка осуществления расходов на обеспечение выполнения функций казенного учреждения (госоргана, органа местного самоуправления) и (или) их отражения в бюджетном учете и отчетности;
• проверка предоставления и (или) использования субсидий, предоставленных из бюджета публично-правового образования бюджетным (автономным) учреждениям, и (или) их отражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В перечень основных вопросов, которые изучает Федеральное казначейство в ходе осуществления контроля за использованием бюджетных средств, включена проверка достоверности бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности (п. 5.3 Стандарта, утвержденного Приказом Казначейства России от 29.12.2017 N 385, п. 2.3 Методических рекомендаций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019).
Ведение бюджетного учета и составление отчетности проверяют также ГАБС (АБС) в рамках внутреннего финансового аудита, осуществляемого по ст. 160.2-1 БК РФ. Цель такого аудиторского мероприятия - подтвердить достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии и ведомственным (внутренним) актам (п. п. 1, 5 Федерального стандарта N 120н).
См. также: В каких целях осуществляется внутренний финансовый аудит и какие задачи решает
2. Кого проверяют в ходе проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности
Объектами данных проверок являются (п. 1 ст. 266.1 БК РФ, п. п. 3, 4 СГС "Концептуальные основы", ст. 15 Закона о Счетной палате РФ, ч. 4 ст. 9 Закона о контрольно-счетных органах, п. 2.1.4 СГА 103 "Финансовый аудит (контроль)", п. п. 4.1 - 4.5 Стандарта N 385):
• госорганы;
• органы федеральной территории;
• органы местного самоуправления;
• органы местной администрации;
• органы управления ГВБФ;
• государственные (муниципальные) учреждения.
Ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности могут проверить также в госкорпорациях, публично-правовых компаниях, ГУП (МУП) (п. п. 4, 4.1 ст. 79 БК РФ, п. 3 Приказа Минфина России от 28.12.2010 N 191н, п. 4 Приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н, п. 3.1 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н).
3. Как проверяют ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление отчетности организациями бюджетной сферы
В ходе таких проверок оценивают соблюдение требований нормативных правовых и иных актов, регулирующих данный вопрос (п. 5 ст. 264.1 БК РФ, ч. 1 ст. 20 Закона о Счетной палате РФ, п. п. 2.1.1, 2.1.2 СГА 103, п. 5.1 Методических рекомендаций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019).
В частности, при проверке составления и представления отчетности берут за основу требования Инструкции N 191н или N 33н (в зависимости от правового положения объекта контроля) и нормы федеральных стандартов для организаций бюджетной сферы по раскрытию в отчетности информации об отдельных объектах учета и результатах операций с ними (ч. 4 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете).
См. также: Какие нормативные акты регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учета
Порядок проверки может быть закреплен в стандартах и методических документах органов контроля. Например, Федеральное казначейство рекомендовало Примерный перечень вопросов проверки бухгалтерской (бюджетной) отчетности (п. п. 3.2.3, 3.2.4, 3.3.4, 3.3.5 СГА 103, п. 5.3 Стандарта N 385, гл. V Методических рекомендаций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019).
При проверке ведения бухгалтерского (бюджетного) учета проверяют, в частности:
• организацию бухгалтерского (бюджетного) учета (наличие локальных актов о возложении обязательств по ведению учета, о создании инвентаризационной комиссии, комиссии по поступлению и выбытию активов и пр.);
• наличие учетной политики и соблюдение требований к ее формированию, в том числе ее соответствие правилам ведения учета, применение ее положений при ведении учета;
• правильность применения счетов бухгалтерского (бюджетного) учета и отражения на них фактов хозяйственной жизни;
• своевременность, полноту и достоверность отражения фактов хозяйственной жизни в первичных учетных документах;
• наличие всех первичных учетных документов, своевременность их передачи для регистрации и принятия к учету, правильность заполнения;
• соблюдение порядка инвентаризации активов и обязательств, отражение в учете ее результатов;
• правильность отнесения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов на КБК, в том числе правильность применения КОСГУ в зависимости от экономического содержания операций;
• соблюдение требований к хранению документов бухгалтерского (бюджетного) учета;
• формирование в учете фактической себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;
• ведение бюджетными (автономными) учреждениями обособленного учета особо ценного движимого имущества.
При проверке составления и представления отчетности в числе прочего проверяют:
• наличие отчетности за каждый отчетный период, который приходится на период проверки;
• соблюдение требований к составу отчетных форм (в зависимости от правового положения объекта контроля);
• корректность заполнения отчетных форм и включаемых в них показателей;
• соблюдение сроков представления отчетных форм;
• соблюдение контрольных соотношений;
• достоверность данных, отраженных в формах отчетности;
• наличие и своевременное отражение результатов инвентаризации, проводимой перед составлением годовой отчетности, а также корректность ее оформления.
Кроме того, в ходе указанной проверки анализируют соответствие показателей отчетности данным первичных учетных документов и регистров учета (п. п. 5.2, 5.7.1.7 Методических рекомендаций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019).
Для этих целей КСП Москвы установила формы, в которых проверяющие отражают результаты анализа. В частности, итоги проверки соответствия показателей баланса (ф. 0503130) данным главной книги фиксируются по форме таблицы 4.4, приведенной в Приложении 4 к Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом КСП Москвы от 05.03.2018 N 18/01-05 (п. 2.4 этих Рекомендаций).
См. также:
• Какие требования предъявляются к бухгалтерскому (бюджетному) учету
• Как казенному, бюджетному, автономному учреждению составить и представить бухгалтерскую (бюджетную) отчетность
• Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности организациями бюджетной сферы
4. Что проверяют в ходе внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС
Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности ГАБС является исключительным полномочием Счетной палаты РФ, КСО субъектов РФ, федеральных территорий и муниципальных образований. Она проводится для подготовки заключения на годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе (ст. 264.4 БК РФ, п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 1.1, п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона о контрольно-счетных органах).
Счетная палата РФ в ходе внешней проверки руководствуется СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
КСО субъектов РФ, федеральных территорий и муниципальных образований могут регламентировать порядок внешней проверки в своих стандартах.
В ходе таких мероприятий органы контроля проверяют:
• полноту бюджетной отчетности ГАБС и субъектов, отчетность которых является основой для формирования отчетности ГАБС;
• соблюдение сроков и порядка представления отчетности;
• соответствие плановых показателей отчетности показателям решения о бюджете (с учетом изменений, внесенных в ходе исполнения бюджета), сводной бюджетной росписи (с учетом корректировки на конец отчетного периода);
• соблюдение контрольных соотношений;
• корректность заполнения форм отчетности, наличие в них необходимых реквизитов, в том числе итоговых показателей;
• соблюдение правил, применяемых при подготовке годовой бюджетной отчетности ГАБС. В их числе проведение инвентаризации перед составлением отчетности и сверки взаимосвязанных показателей по консолидируемым расчетам.
Кроме того, Счетная палата РФ в рамках внешней проверки годовой отчетности ГАБС, являющегося ответственным исполнителем госпрограммы, проверяет, анализирует и оценивает выполнение параметров госпрограммы в целом: показателей госпрограммы, показателей и результатов структурных элементов госпрограммы, бюджетных ассигнований и др. Указанные проверка, анализ и оценка при необходимости могут осуществляться в отношении ГАБС, являющихся соисполнителями или участниками госпрограммы (п. 6.2 СГА 203).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев