✨Консультация от педагога-психолога✨
Страхи — нормальная часть развития ребёнка. Они появляются на разных этапах взросления и помогают ребёнку учиться ориентироваться в мире, защищаться от опасностей и справляться с эмоциональными трудностями.
Страхи у детей всегда имеют смысл и причину, и часто они связаны с возрастными особенностями психики:
Маленькие дети (2–3 года) ещё не понимают причинно-следственные связи, мир для них большой и непредсказуемый. Поэтому страхи связаны с разлукой с родителями, громкими звуками, незнакомыми людьми и резкими изменениями обстановки.
Дети 3–4 лет активно развивают воображение, поэтому им могут казаться реальными монстры или страшные персонажи, они боятся темноты и одиночества. Их страхи — способ ребёнка примерить новые эмоции и научиться их регулировать.
Дети 4–5 лет начинают лучше понимать причинно-следственные связи, поэтому могут бояться потеряться, болезней или наказания. Реальные опасности, такие как огонь или вода, становятся более осознанными.
Дети 5–6 лет начинают готовиться к более сложным социальным ситуациям — школа, оценка, выступления, новые обязанности. Их страхи связаны с новизной и потребностью контролировать окружающий мир.
Дети 6–7 лет начинают понимать смерть и необратимость событий, поэтому могут тревожиться из-за болезни или потери близких. Появляется страх социальных оценок, насмешек и крупных изменений в жизни.
Возрастные страхи помогают ребёнку развиваться. Они показывают, что ребёнок учится понимать мир, отделять фантазию от реальности и справляться с эмоциями.
💥Кроме возрастных бывают и другие причины страхов.
Негативный опыт: травмирующие события (например, укус собаки).
Запугивания: устрашающие фразы взрослых.
Тревожность родителей: беспокойство и предостережения передаются ребёнку.
Агрессия взрослых: снижает чувство безопасности.
Фильмы и игры: сцены насилия и угроз.
Индивидуальные особенности ребёнка: некоторые дети более чувствительны и восприимчивы к стрессу.
💥Как правильно реагировать на страхи
Признавайте чувства ребёнка — «Я вижу, что тебе страшно».
Не обесценивайте переживания — фраза «ничего страшного» не помогает.
Обсуждайте страхи, когда ребёнок спокоен.
Создавайте предсказуемый режим и спокойную атмосферу.
Используйте игровые методы: рисование страха, придуманные истории, проигрывание ситуаций с игрушками.
Не сравнивайте ребёнка с другими.
Поддерживайте инициативу и уверенность.
💥Как помочь ребёнку
Относитесь к страхам серьёзно. Для ребёнка это реальные трудности. Не смейтесь и не игнорируйте их.
Используйте творческие методы. Нарисуйте вместе страшного персонажа и сделайте его смешным. Придумайте сказку, как герой победил зло.
Не усугубляйте страхи. Не используйте запугивания для воспитательных целей (например: «не будешь есть — придёт Баба-Яга»).
💥Когда может быть полезна консультация педагога-психолога
Если вы замечаете, что ребёнок часто испытывает сильное беспокойство, тревожится по разным поводам или испытывает трудности со сном, эмоциями или поведением, бывает полезно обратиться за консультацией.
Для получения более подробной информацией вы можете записаться на индивидуальную консультацию, чтобы обсудить переживания ребёнка и получить персональные рекомендации.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев