Важный вопрос — о границах коммерции в Церкви. В Евангелии есть место, где говорится, как Господь пришел в храм, сделал бич и бичом выгнал всех, кто торгует в храме и занимается каким-то бизнесом или коммерцией. Коммерция в стенах храма прямо противоположна самому замыслу о храме и о Церкви. Храм — это место, где действует благодать Божия, благодать Святого Духа.
Деяния апостолов дают нам страшный образ: когда Симон волхв попросил апостолов за деньги дать ему благодать, то был очень строго наказан, потому что благодать за деньги не дается. С Богом нельзя вступить в коммерческие отношения. Это означает просто полное неверие и непонимание того, что Бог — это Отец и отношения с Богом — это отношения любви, а не купли-продажи. Поэтому приобретение сана за деньги называется «симонией». На самом деле можно было бы так назвать и в более широком смысле всякое преподание благодати Божией за деньги. Поэтому, конечно, никакой коммерции в храме быть не может и не должно быть.
Но храм — это здание, и его нужно обогревать, обновлять, украшать, нужно его охранять и т. д. Невозможно, чтобы люди, которые этим занимаются, делали бы это бесплатно, в свободное от работы время. Храм должен как-то оплачивать их труд, их работу. И священники тоже трудятся. И в Новом Завете еще было сказано, что «трудящийся достоин пропитания», и поэтому священники питались от алтаря, от жертв, которые приносили в храм Богу. Священники ведь тоже люди, и питаться им тоже приходится. Тем более что у них бывают большие семьи и много детей, и случаются различные проблемы. Конечно, заботиться об их жизни тоже нужно.
Кто должен заботиться о храме? Конечно, община, которой этот храм и принадлежит. Община должна думать и о священнике, и о самом здании храма, и о том, чтобы благолепно устроить службу; и чтобы были люди, которые трудятся для того, чтобы все было в порядке, чтобы храм охранялся.
Конечно, нужно, чтобы были пожертвования. Идеальный способ для этого дан нам в Ветхом Завете, когда каждый иудей должен был приносить десятину, то есть десятую часть своих доходов отдавать в храм. Не за что-то, а просто по обязанности: это твой дом, твой храм, и ты должен о нем заботиться просто так, а не для того, чтобы получить какую-то требу.
Православные люди тоже должны были бы так жить. Князь Владимир, крестивший Русь, построил так называемую Десятинную церковь, потому что полагалось именно в этот храм приносить десятую часть своих доходов. Сейчас люди в основном, конечно, бедные. Все-таки раньше имелось в виду, что люди жили гораздо богаче. У них были свои стада, какие-то имения. Сейчас люди живут гораздо беднее. Бывает, что живут на зарплаты, а зарплаты маленькие. И мы не требуем, чтобы они отдавали десятую часть, потому что для многих это было бы слишком много. Но пусть они жертвуют, сколько могут.
Когда говорится (в этом вопросе), что большая наценка на свечи, большая наценка на канистры для святой воды или что-то еще, — что значит «наценка»? Это не спекуляция, это связано с темой жертвы на храм. Ведь свечи сами по себе не особо и нужны — они в Церкви используются просто как символ жертвы. Плохо, что у нас эта церковная торговля воспринимается людьми как какой-то магазин.
Вот в Греции, например, по-другому: там по ячейкам разложены свечи разного качества, более толстые, более длинные, — и никто их не продает. И есть человек, который стоит рядом и смотрит, наблюдает. Ты можешь прийти и взять любую свечу. Но люди там понимают, что свеча — это символ твоей жертвы; что просто так поставить свечу, не жертвуя ничего, бессмысленно. Такая свеча не нужна никому, и Богу не нужна. Поэтому там есть копилка, куда люди кладут деньги. Берут свечу и жертвуют, сколько хотят. Но для этого, конечно, нужно воспитывать народ.
У нас, к сожалению, народ и до революции воспитывался по-другому, а после и вовсе потерял веру и перестал что-либо понимать, отчего сейчас наши верующие в этом смысле совершенно не воспитаны. Долг священника состоит в том, чтобы их воспитывать. Нужно обязательно напоминать нашим прихожанам, что они должны жертвовать на храм, и это обязательное требование к ним, это их долг. Надо объяснять, что это не для того, чтобы как-то обогатить священника. Нет. Священник из этих самых денег, которые люди жертвуют, получит какую-то совсем маленькую часть просто для того, чтобы можно было прожить. В основном эти деньги уходят на содержание храма.
Если люди не будут жертвовать на храм, то кто будет его содержать? Тогда храм закроется или разрушится. Если, например, потечет крыша — где взять деньги, чтобы ее чинить? Государство не выдает деньги на это.
Что касается платы за совершение треб, то есть таинств и молебнов, отпеваний, панихид и так далее, то, конечно, все это должно совершаться строго бесплатно. Никакого тарифа, никакой платы за это все в храме быть не должно. Люди должны жертвовать на храм не в связи с тем, что "им послужат" какой-то молебен или панихиду. Нет! Если ты считаешь себя членом Церкви, ты должен регулярно жертвовать на храм. А пойти можно в любой храм — и там все должно бесплатно совершаться. Никто не будет спрашивать: "Сколько ты пожертвовал?", и никаких торговых отношений тут быть не должно.
Может существовать какая-то коммерция и рядом с храмом. Если, например, там есть кухня, где пекут пирожки, и после литургии, особенно после поздней, дети голодные, и они хотят быстренько поесть. В этой пекарне им предлагают пирожки. Почему нельзя за них заплатить? Все с удовольствием покупают, и ничего плохого я в этом не вижу. Кто-то ведь их печет, нужно и муку, и капусту купить для этого, и заплатить тем, кто это все делает. Церковь не обязана всех кормить бесплатно. Если бы все платили десятину — это другой разговор, но такого нет у нас. Только это не в самом храме должно быть, а на прилегающей территории.
Церковные книги тоже не должно раздавать бесплатно — они же стоят денег, и не маленьких. Понятно, что их нужно оплачивать. То же касается этой тары для святой воды — пластмассовых канистр или литровых бутылок. Никто не заставляет их покупать, можно приносить свои бидоны и бесплатно набирать воду. Если не хочется идти с бидоном, здесь можно купить бутылку. Почему их должны раздавать даром? Церковь не обязана это делать бесплатно. Но, опять же, продавать бутылки нужно не в храме, а поблизости. И ценники ставить совсем не обязательно.
Я думаю, что прихожане не будут довольны, если мы сейчас запретим продавать пирожки, пластмассовые бутылки, книжки, крестики и иконки. Но к богослужебной жизни храма это отношения не должно иметь.
Протоиерей Владимир Воробьев.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев