В Вашем вопросе скрывалась интересная мысль, что в отпуске мы другие и можем делать то, что обычно не делаем. Здесь очень важный момент, потому что мы живём телесной, душевной, духовной жизнью и стремимся к тому, чтобы все это было в гармонии, чтобы мы пришли к гармонии в своих устремлениях.
Конечно же, телесно мы должны отдыхать, но если мы телесно расслабляемся, то можем расслабиться до того, что потом будет сложно собраться. И поэтому очень важно, чтобы во время отдыха мы также телесно напрягались.
К примеру, если у нас нет навыков делать утреннюю зарядку или совершать прогулки перед сном, думать о своём, молиться, то надо заиметь такую привычку за время отдыха: вставать рано утром и делать зарядку, чтобы тело привыкло к тому, что мышцы напрягаются или, наоборот, растягиваются.
Очень важно сделать растяжку с утра, чтобы потом весь день себя хорошо чувствовать и, соответственно, добрые дела делать в добром устроении, с любовью и радостью.
Многие люди именно во время отпуска стараются поправить здоровье, чтобы в ближайший год оно служило для совершения многих хороших дел. Перемена места к этому и ведёт: неважно, поехали мы на море, в город или в лес, в санаторий.
Важно помнить, что от нас зависит, насколько мы поправляем здоровье, потому что крайности есть у всех. Когда мы пьём минеральную воду, то можем её перепить, поэтому надо у врача спрашивать; когда едем на море, то можно перележать на солнце, сгореть и испортить себе весь отпуск, когда ныряем в море, можно неаккуратно это сделать и заболеть.
Мы знаем, что когда меняем на время место своего жительства, у нас обязательно проходит акклиматизация, когда и желудок не очень правильно работает, потому что у нас новая еда, новая вода, солнце светит по-другому, ветер по-другому дует…
Нужно быть очень аккуратным. Рассудительные люди аккуратно относятся к этому, берегут себя, окружающих и в первую очередь детей.
Второе – это душа, то есть нам нужно отдохнуть душевно. Это значит дать своей душе не просто расслабиться созерцанием красот, слышанием шума леса. Нужно, чтобы мы и отдыхали, и были в общении…
С одной стороны, душе надо дать отдохнуть от общения, а с другой нам важно поправить своё общение, наладить отношения с окружающими, в первую очередь с семьёй.
Очень часто наши житейские проблемы приводят к тому, что самые близкие домочадцы чувствуют, что с нами что-то не так, потому, что мы негативно реагируем на все, что происходит. Соответственно, семья чувствует себя виноватой в том, что у меня что-то не так.
Очень важно во время отпуска найти контакт с близкими людьми: со своими детьми, своей второй половинкой, родителями, бабушками и дедушками, навестить крестников. То есть это время, чтобы наладить человеческие душевные отношения.
Духовно человек расслабляться не должен. Амвросий Оптинский сказал, что люди, живущие духовной жизнью, как бурлаки, которые тянут большую баржу: они устают и немножко ослабляют лямку, но не бросают её, а приходят в себя и опять втягиваются.
Ни в коем случае человек лямку не бросает, потому что снова поднять её бывает очень сложно. Так и мы в христианской духовной жизни. В отпуске это как раз индикатор нашего духовного состояния. Если я в отпуске меняю свою духовную жизнь (например, начинаю меньше молиться, пропускаю воскресную службу, не причащаюсь), то это значит, я делаю что-то неправильно.
– Если православный христианин едет в отпуск, то, наверное, он должен спланировать поездку так: если выпадает большой праздник или воскресный день, то чтобы поблизости был православный храм. А когда нет поблизости храмов, стоит ли планировать поездки?
– Это зависит от многих факторов. Сейчас для нас доступны такие отдаленные уголки Земли, в которых нет православных храмов, даже христианских храмов нет поблизости. И здесь, конечно, всё зависит от человека.
Кого-то одно непосещение храма в воскресенье может выбить из колеи, и он может даже пасть. Это показатель того, что он расслабился. А для другого всё пройдёт нормально. Все зависит от нашего духовного состояния.
Я не вижу ничего страшного в том, если человек едет в командировку или в отпуск и в силу каких-то причин не может посетить храм. Но если есть такая возможность, а мы не посещаем храм по нашему нерадению, тогда это уже проблема.
Отпуск – всё-таки временное явление. Мы вернёмся к нашей общине в наши храмы, в наше обыденное состояние и восстановим свою духовную жизнь. Но можно её и не терять, а, наоборот, укрепить в это время.
Многие отпуск проводят так – едут в паломничество по святым местам, или уезжают на море, но находят православный храм и идут на службу в воскресный день всей семьёй. Берут не только пляжную одежду, но и одежду для храма. Если это так, то, значит, человек рассудительно относится к отпуску.
Очень многие ездят в монастыри, оставаясь там и работая трудниками, или переезжают из монастыря в монастырь в паломничестве. Едут на Святую Землю или в места, где большое средоточие православных святынь. И это одно из хороших проявлений православного отдыха, переключения деятельности.
В паломнических поездках не всегда комфортно, а переживание некомфортного состояния – это хорошо. Много новых людей, с которыми надо общаться, к ним притираться. Это сложновато, поэтому тоже хорошо. Паломнические поездки прекрасны в любом виде.
Когда я был семинаристом и учился в академии, спросил у своего духовного отца: «Батюшка, вот Серафим Саровский сказал, что и Афон, и Иерусалим – всё есть в Дивеево, не надо никуда путешествовать. Вот и я тоже могу сидеть на месте».
Но он мне ответил: «Знаешь, дорогой, паломничать надо. Потому что когда ты видишь, как живут другие православные люди, то возьмёшь какие-то позитивные примеры; или, может быть, увидишь что-то негативное, – в любом случае это расширение кругозора.
А христианин должен иметь расширенный кругозор, он должен постоянно над собой работать не только духовно, но и душевно. Без душевной работы духовного не будет».
Мы должны развиваться, не забывать читать в отпуске, узнавать друг друга и в общении познавать истины. Есть чёткие индикаторы, что у тебя все правильно. Если я пребываю в динамике («динамис» в переводе с греческого «сила»), если во мне есть внутренняя сила, значит, всё нормально.
Один из подвижников благочестия сказал, что любое наше дело, даже самое банальное, мы можем проверить: доброе оно или греховное. Если мы остановимся и поблагодарим Бога за все, что происходит, значит, мы делаем доброе дело.
В отпуске первое правило: если сомневаешься – остановись и помолись. Если в это время ты можешь поблагодарить Бога за то, что делаешь, значит, делаешь доброе.
– По поводу желания дать себе возможность расслабиться – мы знаем из Евангелия о Марфе и Марии. Многие из нас являются «Марфами», нам не хватает спокойствия Марии и духовного сосредоточия.
Как дать своей внутренней «Марфе» обрести «Марию»? Это очень важно, потому что люди сосредоточены на работе, на том, что надо работать, работать, работать… Мол, расслаблюсь – и всё полетит…
– И Марфино, и Мариино служение благословлено Богом. А вот крайности, которые от этого происходят, влияют на нас очень плохо. Действительно, в деятельном Марфином служении мы за суетой житейской жизни забываем о духовном. Вот об этом Господь нам и говорит: не забывай духовное.
Да, мы должны жить обычной жизнью, решать проблемы, но при этом важно, чтобы духовная жизнь не была в стороне. Когда наша житейская жизнь переплетается с духовной, это прекрасно.
Как она может переплетаться? Просто в быту. Утром, чтобы легче было проснуться, надо осенить себя крестным знамением и попросить у Бога помощи. Господь даст силы, чтобы встать и прожить этот день.
Идём мы в душ, одеваемся – все это мы можем делать с молитвою, перекрестив одежду, воду и искренне сказав: «Господи, благослови!»
То есть на всякое дело мы можем испросить благословение Божие и сказать это не машинально, а от всего сердца. Тогда живое общение с Богом входит в нашу жизнь, и мы привыкаем к этому.
Если все происходит правильно, то мы стремимся к молитве, стремимся найти в течение дня такое время, когда останемся наедине с Богом.
И когда появляется свободное время, мы не выходим в социальные сети или не идём делать какие-то житейские дела, а останавливаем свой ритм жизни, находим спокойствие и начинаем общаться с Богом. Если у нас есть такие направления, если нас тянет к этому, значит, мы на правильном пути.
В течение дня, вне зависимости от того, в отпуске мы или дома, обязательно должны быть такие минуты уединения, общения с Богом.
У многих людей эти минуты общения с Богом не получаются. Они говорят: «Мы пытаемся общаться с Богом, но все житейское заполняет наш ум, мы думаем только о житейском и с Богом поговорить не можем».
Это действительно так и есть. Значит, перед этим надо просто помолчать, посидеть в тишине и постараться собрать свои мысли. Только после этого нужно обратиться к Богу. К сожалению, я немного видел православных христиан и даже служб, где были бы такие моменты молчания.
В первой, ранней Церкви были такие моменты молчания, когда все вместе «едиными усты и единым тело» находились в одном помещении, но молились в тишине Богу каждый своей молитвой. И такие минуты в богослужении были до средних веков.
Вот такие духовные паузы, когда тишина и спокойствие, должны быть в жизни каждого христианина и тогда, когда он в отпуске, и в обыденной жизни. Это индикатор того, что у нас все хорошо, что мы с Богом.
Возвращусь к вопросу о Марфином и Мариином служении. Люди очень часто путают духовные вещи: человек ещё душевно не возрос, у него очень много негативных душевных качеств, с которыми он даже не борется, но он старается жить духовной жизнью.
И здесь бывают проблемы и парадоксы: у человека не просто не получается, а он живёт каким-то обманом. А если мы неправильно живём и у нас неправильное направление в жизни, если мы не слушаем близких, которые нам об этом говорят, то нам об этом скажет Господь, и Он нас очень больно выведет из этого неправильного состояния.
И человек потом будет спрашивать: «Господи, я же вроде бы жил духовной жизнью, почему у меня ничего не получается, почему всё против меня?»
А мудрые люди сказали, что, когда мы живём духовной жизнью, то, во-первых, приходит спокойствие и появляется радость внутри нас, а во-вторых, у нас улучшаются отношения с окружающими. Это тоже показатель духовной жизни.
Поэтому давайте в отпуске сначала научимся жить душевной жизнью, не упуская духовного.
– То, что Вы сказали о паузе и тишине – очень важно, но этому сложно научиться. Например, человеку нового поколения, оказавшемуся в лесу одному, становится неуютно в тишине, потому что нет раздражающих факторов, к которым мы привыкли…
– Да, говорят, что если человек оказывается в пещере в полной тишине и темноте, то не пройдёт и получаса, как у него может произойти психологический срыв, он может сойти с ума. Когда мы с детьми выходим в походы, я делаю с ними такие упражнения, которые позволяют им быть более мужественными.
Нет комментариев