Повесть (сказание) о чудесном спасении Москвы заступничеством Богоматери «чудотворныя ради Ея иконы Владимирской» (Повесть о Темир-Аксаке)
рассказывает о событиях 1395 г. Согласно повести, вел. кн. Василий, ища защиты от нападения Темир-Аксака, послал во Владимир за Владимирской иконой как за главной чудотворной иконой Руси.
Из владимирского Успенского собора икону унесли в праздник Успения Богородицы (15 авг.). 26 авг. ее близ Москвы встречали крестным ходом митр. Киприан со «всем клиросом и причтом церковным», с князьями и народом. В тот же день Темир-Аксак повернул войска и ушел в свою землю. В списках повести впервые появилось сказание о написании Владимирской иконы евангелистом Лукой, возникшее благодаря ее сопоставлению с главной к-польской чудотворной иконой письма ап. Луки - «Одигитрией», а также рассказано о повелении вел. кн. Василия устроить на месте встречи Владимирской иконы мон-рь. Повесть сохранилась почти в 200 списках XV-XIX вв.
В источниках XV в. нет сведений о возвращении иконы во Владимир, не сообщается и о том, что древняя святыня была оставлена в Москве. Икона неоднократно отпускалась из Москвы во Владимир, а потом возвращалась. Первое временное возвращение иконы во Владимир произошло, вероятно, до 1408 г. Рассказывая о нашествии хана Едигея в 1408 г., летописец сообщает, что даже «многославный Володимерь» был отдан великим московским князем во владение литовцам («в одержание ляхов»), а в нем «Златоверхая» ц. Успения, в к-рой «чюдотворная икона Пречистыа, иже рекы целеб точащи, поганыя устрашая».
В 1410 г. Владимир был разорен татар. царевичем Талычем. Ключарь Успенского собора грек Патрикий с людьми, закрывшись в храме, молился перед Владимирской иконой. Татары же «высекоша двери церковныя и вшедше в ню, икону чудную святыя Богородица одраша, тако же и прочия иконы, и всю церковь разграбиша». В летописных записях о нашествиях в 1451 г. (царевич Мазовша) и в 1459 г. (Седи-Ахмет) о Владимирской иконе сообщений нет - вероятно, она находилась тогда во Владимире. В 1471 г. святыня была в Москве. Собираясь в поход на Вел. Новгород, вел. кн. Иоанн Васильевич, «вшед к чюдотворной иконе пречистыа Богородица Владимерьскиа и многа молениа съвръши, и слезы доволно излиа…».
В 1480 году двинулся на Русь, грозя разорить её, хан Ахмат. С 1478 года Русское государство, хотя и было должником Орды, но дани не платило. Именно за этой данью и пришли войска Казанского, Крымского и Астраханского ханств, объединенные Золотой Ордой.
Расставив свои войска в Коломне, Серпухове, Тарусе и в других местах по берегу Оки, великий князь Иоанн III направился в Москву «ко Всемилостивому Спасу, Госпоже Богородице и к святым чудотворцам, прося помощи и заступления православному воинству», – говорит Воскресенская летопись.
Великий князь Иоанн решился дать отпор в открытой битве. Русские войска стали против татарских, их разделяла только река Угра, которую русские называли поясом Богоматери, охраняющим Московские владения. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери.
Две недели ордынцы не переходили Угры, грозя, что дождутся зимы и перейдут реку по льду. Наступили морозы, Угра начала покрываться льдом, и Иоанн велел своим войскам отступить.
Ордынцам оставалось только ударить в тыл русским. Но, по свидетельству летописцев, случилось чудо: татары, видя берег Угры, оставленный русскими, вообразили, что они манят их в сети и вызывают на бой, приготовив засады. Объятый странным ужасом хан Ахмат поспешил удалиться.
В 1-й повести («Знамение ужасно и преславно и како спасен бысть град Москва от нашествия безбожных тотар…») спасение Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г. описано автором как «новейшая чюдеса Богоматери и еже во дни наша содеяшася».
Василий Блаженный узрел, как Владимирская икона, от к-рой был слышан глас («Тако людие прогневаша безлобиваго Бога, яко Аз повелением Сына Своего с русскими чюдотворцами хощем изыти из града сего»), сошла со своего места в Успенском соборе, храм наполнился огнем, его пламя выходило в двери и окна, потом огонь исчез. Слепой инокине из кремлевского Вознесенского мон-ря «мысленными» и «чювственными» очами было дано видеть, как во Флоровские (Спасские) ворота уходил из Кремля «световидный собор» святителей и др. святых с Владимирской иконой. Одна отроковица увидела, как преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский пали к ногам уходивших святителей, со слезами умоляя их не покидать Москву. Святители и преподобные, совершив моление перед Владимирской иконой, возвратились с ней в Кремль. В тот же день татары были изгнаны.
Окончательное перенесение Владимирской иконы из Владимира в Москву произошло в год освобождения Руси от монголо-татар. ига (1480), установлена она была в новом Успенском соборе (1479). В 1514 г. повелением вел. кн. Василия III, «советом и благословением» митр. Варлаама Владимирская икона была поновлена и украшена. В 1533 г. ее (вместе с образом свт. Николая Чудотворца «Гостунского») приносили к смертному одру вел. кн. Василия III.
Перед Владимирской иконой в Успенском соборе молился Иоанн IV Грозный накануне военных походов (Казанского в 1552, Полоцкого в 1563), однако на поле брани брал новопрославленную Донскую икону Божией Матери. Возвращаясь из походов, он совершал перед Владимирской благодарственные молебны.
В июле 1566/67 г. Владимирская икона была реставрирована ушедшим на покой митр. Афанасием, владевшим искусством иконописания и избранным для этого ответственного дела царем; поновленный образ был вновь богато украшен.
В мае 1572 г. Иоанн IV, спасаясь от набегов татар, уехал с семьей, двором и казной на жительство в Вел. Новгород, взяв с собой Владимирскую. Икону поставили в ц. вмч. Никиты на Никитине улице, где размещался Государев двор. 23 июня 1572 г. совершалось празднование Владимирской иконы с участием новгородской святыни - «Знамения», иконы Божией Матери. После победы рус. войска над татарами в кон. авг. Иоанн IV возвратился в Москву, а Владимирская икона, пробыв в Новгороде более 2 месяцев, заняла свое место в Успенском соборе. Составляя духовное завещание (1572-1578), Иоанн IV молитвенно обращался к Владимирской иконе, к-рую называл «державы Руския заступление», и завещал своим детям жить так, чтобы Бог был с ними «молитвами… Богородицы... и милостию честнаго ея образа иконы Владимирская» (Духовное завещание царя Иоанна Васильевича).
С Владимирской иконой были тесно связаны жизнь и духовная деятельность митр. Макария, в 1563 г. он обращался к ней в Успенском соборе с предсмертными молитвами. Царь Феодор Иоаннович поклонялся святыне и благодарил Пресв. Богородицу за молитвенную помощь в победе над «злочестивыми германами», захватившими карельские земли, и над крымским ханом Мурат-Гиреем в 1591 г. Отступил от этой благочестивой традиции князей Рюриковичей Борис Годунов, к-рый был «умолен» сесть на престол благодаря принесению к нему 21 февр. 1598 г. в Новодевичий мон-рь с крестным ходом Владимирской иконы. Современник и очевидец этих событий старец Авраамий (Палицын) обличил это действо как умаление святыни, никогда ранее не приносившейся к смертному человеку.
В XVI-XVII вв. древняя Владимирская икона постоянно находилась в Московском Кремле. Как главная святыня, она участвовала в избрании митрополитов и патриархов: запечатанные имена избираемых (жребии) полагались на пелену в ее киот, после молебна вынимался один из жребиев, распечатывался царем и имя избранного оглашалось народу. 20 июня 1605 г. в Москву вошел Лжедимитрий I, к-рого Патриарх Иов отказался венчать на царство. По приказу самозванца Патриарх был сведен с престола, перед Владимирской иконой он сложил с себя святительский сан, возложенный на него при поставлении у этого образа.
19 мая 1606 г. на Земском соборе был избран царем Василий Иоаннович Шуйский, сотворивший перед Владимирской иконой благодарственные молитвы. По традиции, восходящей к XVI в., у Владимирской иконы венчались на царство рус. самодержцы. 28 сент. 1645 г., при венчании на царство Алексея Михайловича, государь входил в храм, ему пели многолетие, затем совершали молебен перед Владимирской. Перед самым помазанием царь припадал к иконе и в молитве испрашивал силы для принятия царского сана. 25 июня 1682 г., в день венчания царевичей-соправителей Иоанна и Петра, совершалось аналогичное празднование Владимирской иконы, названной в летописи «Одигитрия Владимирская».
Владимирская икона Божией Матери - самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и гос. жизни. По сказанию XV в., Владимирская икона написана ап. Лукой. Исследователи видели в иконе выдающееся произведение визант. искусства, принадлежащее кисти к-польского мастера, и датировали ее от XI в. до 1-й трети XII в., до 1130 г. Икона была создана как двусторонняя, выносная: на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Престол и орудия Страстей Христовых.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Братья Михаил и Дмитрий Белозерцевы, 1690 год.
Хранится в Устюженском краеведческом музее (Вологодская область)