Боевые топоры
Топор или секира – это рубящее орудие простой конструкции, состоящей из рукояти и прикреплённой к ней лопасти с лезвием. По свидетельству письменных источников, славяне начали использовать топоры как часть боевого вооружения с VIII века, хотя топоры были известны с ранних времен. Их значимость для пешего древнерусского войска возросла с X века и усилилась в последующее время. Для конницы топоры не являлись главным оружием. Топоры как ударно-дробящее оружие, с помощью которого можно было нанести удар, расколоть щит или прорвать кольчугу, использовались, главным образом, дружинниками; ополчение в качестве боевой силы могло применять рабочие топоры.
Древнерусские ратники трепетно относились к своим боевым топорам, украшали их растительным орнаментом, изображениями животных и птиц, образно соединяя оружие с его владельцем, давали топорам сакральные имена, например, «Гром», «Бесстрашный», «Сокрушитель». Мастерски выполненные украшения на некоторых обнаруженных при раскопках топорах позволили отнести их к образцам высокого прикладного искусства.
Усовершенствования несложной конструкция топора были, в основном, направлены на улучшение его металлической основы, состоящей из обуха и лезвия. Особенности этих частей легли в основу классификации древнерусских боевых топоров, созданием которой занимались многие учёные. Одна из первых классификаций была составлена русским и советским археологом А.А. Спицыным (1858-1931) на основе изучения образцов, обнаруженных при археологических раскопках в Ленинградской области. А.А. Спицын выделил три основных вида топоров: с опущенным лезвием, имеющим выемку; с широким лезвием и с узким прямым лезвием. Учёный критически относился к существовавшему принципу разделения топоров на боевые и рабочие, полагая, что в случае необходимости рабочие топоры могли использоваться как боевые.
Такого же мнения придерживался советский и российский историк М.Г. Рабинович (1916-2000). Признанный авторитет в области русского оружиеведения А.Н. Кирпичников (1929-2020) также полагал, что типологической разницы между боевыми и производственными топорами не существовало. Попытку выделить боевые топоры из общей массы древнерусских топоров советским археологом и историком М.Х. Алешковским (1933-1974) А.Н. Кирпичников считал необоснованной, основанной на малом числе изученных находок и чрезмерно измельчённых критериях классификации.
В настоящее время общепризнанной типологической системой древнерусских топоров является классификация, разработанная А.Н. Кирпичниковым на основе изучения большого числа археологических находок. По типологии Кирпичникова, древнерусские боевые топоры в зависимости от размера и веса делились на три группы: 1- топорики-молотки или чеканы, имеющие только боевое назначение; 2 – небольшие топоры или секиры малых форм; 3 – массивные рабочие топоры, которые могли использоваться как оружие.
По весу и размерам боевые топоры были намного легче и меньше хозяйственных. В то время как боевые топоры весили не более 500 граммов, а размер их лезвия был не больше 15 сантиметров, вес бытовых инструментов был 600-800 граммов, а размер лезвия доходил от 15 до 22 сантиметров.
В качестве основных критериев для своей детально разработанной типологии боевых топоров А.Н. Кирпичников использовал форму лезвия и устройство обуха. Восемь типов Кирпичникова являются самой распространённой классификаций древнерусских боевых топоров и с небольшими модификациями легли в основу многих последующих классификаций. В его системе выделяются чисто боевые типы топоров, смешанные типы (топоры с боевыми и хозяйственными функциями) и особые, редко встречающиеся типы.
Виды древнерусских боевых топоров: Типы I, II, III
Топоры-чеканы
Чеканами называются старинные виды оружия в виде насаженного на рукоять топорика с молоточком на другом конце. Вероятно, хорошо сбалансированная форма чеканов, позволяющая наносить точные удары, была позаимствована у кочевников: баланс обеспечивался противовесом обуха по отношению к лезвию. Чеканы имели длинные узкие треугольные лезвия с выемкой в виде полумесяца и обух в виде молоточка, что позволяло наносить удары любой стороной топора.
Молотовидные виды обуха отличались деталями: они могли иметь квадратную или круглую форму сечения, щекавицы (небольшие отростки по краям обуха) были округлыми или заострённо-треугольными, с наличием грибовидной шляпки на молотке или без неё. Эти детали помогали установить датировку изделия и место его изготовления. Так, лезвия с полулунной выемкой относились к X-XI векам, продолговато-треугольной формы – к X-XIV векам, мысовидные щекавицы появились в X-XIII веках.
Самым ярким примером чекана является топорик, который предположительно принадлежал князю Андрею Боголюбскому; в описи древнерусского оружия он значится как «владимирский топорик». Его особенность – богатые украшения из драгоценных металлов и черни и декоративный орнамент по мотивам древнерусских былин, включающий древо жизни и дракона, пронзённого мечом. На древнерусское происхождение топорика указывает особенность написания буквы «А», начертанной на проушине (отверстии для рукоятки).
Чеканы с лезвием в виде трапеции и обухом с пластинчатым выступом
Некоторые исследователи называли данный тип «двусечными», с чем не был согласен А.Н. Кирпичников, указывая, что выступ на обухе не был заострённым и не мог быть равным лезвию. Это один из самых ранних видов топоров, найденных на территории Руси – они датируются X-XI веками. Более поздние находки на древнерусской земле не были найдены, но их обнаружение в Скандинавии и Восточной Европе показывает, что данный вид чеканов из Руси распространился на соседние государства.
Топоры с узкими лезвиями, вырезным обухом и верхними и нижними щекавицами
Принадлежность данного типа топоров или секирок только к боевому оружию определена по их обнаружению в дружинных погребениях. Территория распространения секир была обширной, за исключением северных земель Древней Руси. Хотя данный тип оружия получил распространение и за пределами Руси, исследователи считают несомненным их русское происхождение.
Своеобразие находок, относящихся к данному типу оружия, включает их орнаментирование. Так, на бронзовых частях староладожского топорика IX- X веков изображены львы и грифоны; на сибирском топорике XII века – крины и львиные маски. Известный советский археолог Г.Ф. Корзухина (1906-1974) на обухе староладожского топорика заметила сохранившееся изображение лап зверя, цельный вид которого не удалось установить. Учёные связывают изображение зверей на оружии, найденного на северо-западе, с влиянием финского эпоса «Калевала».
Смешанные типы: топоры с функциями боевого оружия и рабочего инструмента
Бородовидные топоры: типы IV, V, VI
Топоры с вогнутой верхней гранью, оттянутым книзу лезвием, удлинённым вырезным обухом и двумя парами щекавиц
Топоры данного типа относятся к самым массовым археологическим находкам X-XII веков, что объясняется усовершенствованием конструкции данного вида вооружения и повышением его надёжности. Советский археолог В. П. Левашова (1901-1974) отмечала улучшенные характеристики топора при применении его в качестве рабочего орудия: благодаря щекавицам его можно было раскачивать в случае заклинивания. Прочным был топор и в бою при совершении ударов в разных направлениях. Изогнутость лезвия усиливала его режущие свойства и прикрывала руку при нанесении удара.
В XII-XIII веках после появления на Руси топоров с запада Балтики данный тип упростился за счет исчезновения щекавиц и появления вместо них мысовидных выступов на обухе.
Топоры со спрямленной верхней линией, с выемкой, узким оттянутым вниз лезвием и щекавицами на нижней стороне обуха
Датировка данного смешанного типа включает два с половиной века: от X века до середины XII века, но хронология его применения в качестве боевых топоров ограничивается периодом X-XI веков. На топорах X века втулка имела особенную, овальную или треугольную форму, которая затем превратилась в упрощённую круглую. Иногда такие топоры называют финско-русскими, так как большое количество находок данного вида топоров обнаружено на севере Руси. В XIII веке в южной Руси получил распространение другой вариант этого вида топоров, пришедший из Западной Европы – их обух имел форму трубки, вытянутой вдоль топорища.
Топоры с оттянутым книзу лезвием, с выступом на нижней части лезвия и двумя парами боковых щекавиц
Преобладающим предназначением таких топоров было их хозяйственное применение. Интересна история этих топоров: в северную и среднюю полосу Руси они попали из Европы, а в восточных странах они были известны как «русские топоры».
В целом размер всего класса бородовидных топоров колебался от 10 до 23 сантиметров, вес – от 150 граммов до 1 килограмма.
Особая группа топоров (типы VII, VIII)
Топоры с треугольным лезвием, косо срезанным краем (симметричным или асимметричным) и с боковыми щекавицами
Эти топоры отличались тонкостью лезвия и его различными пропорциями: длина лезвия была равна его ширине или немного превосходила его. Все исследователи, учитывая распространённость данного типа на севере Руси (новгородские и костромские раскопки), признают их скандинавское происхождение.
Топоры с узким симметричным лезвием без выемок и с облегчённым обухом (колуновидные)
По своей конструкции данный тип отличался от предыдущих: к числу распространённых относились топорики с облечённым обухом, ширина лезвия у которых равнялась примерно трети высоты, а длина лезвия была в два раза больше его ширины. Щекавицы на них отсутствовали, а обух в виде желобка вытягивался вдоль топорища. Боевые топоры этого типа с декоративными украшениями были найдены археологическими экспедициями у Райковецкого поселения и близ Костромы. Большое количество оружия данного вида относилось к домонгольскому периоду, что подтверждено раскопками городов, погибших при монгольском завоевании.
А.Н. Кирпичников отмечал, что разработанная им типология топоров не исчерпывала всего множества находок, и рекомендовал продолжить исследования.
Таким образом, различные виды топоров, которыми пользовались древнерусские воины, относились как к заимствованным видам, так и к русским изобретениям. К русским, самостоятельно созданным образцам, относились топоры с узкими лезвиями (секирки) с оттянутым книзу лезвием, удлинённым обухом и двумя парами щекавиц (типы III и IV).
С течением времени произошло изменение роли древнерусского топора в качестве боевого средства: если в X веке топор был основным видом оружия для пеших воинов, то в последующее время в связи с возрастанием значения конницы топор уступил свое первенство более совершенному оружию, но не исчез совсем.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев