И. Чайковского.
Бесценным другом, ангелом-хранителем для Петра Чайковского стала Надежда фон Мекк. Эта удивительная, непостижимая женщина фактически сделала из Чайковского великого композитора. Она его боготворила, искренне и восторженно любила его за талант и считала гением, поддерживала духовно и финансово на протяжении почти 14 лет. И это при том, что они ни разу лично не встретились в жизни.
Знакомство Надежды Филаретовны фон Мекк с музыкой Чайковского началось с симфонической фантазии «Буря», сочиненной по одноименной шекспировской пьесе. Это была музыка, будто написанная специально для нее. В конце 1876 года Чайковский получает письмо от фон Мекк: «Говорить Вам, в какой восторг меня приводят Ваши сочинения, я считаю неуместным, потому что Вы привыкли и не к таким похвалам, и поклонение такого ничтожного существа в музыке, как я, может показаться Вам только смешным, а мне так дорого мое наслаждение, что я не хочу, чтобы над ним смеялись, поэтому скажу только и прошу верить этому буквально, что с Вашею музыкою «живется легче и приятнее»».
Завязывается оживленная переписка. И в результате Петр Ильич получает от Надежды Филаретовны большое годовое содержание 6000 рублей в год. Но материальная поддержка – только часть того, что делает фон Мекк для композитора. Чайковский – своего рода первопроходец в музыке, его довольно часто критикуют, он то и дело сталкивается с обидными, несправедливыми рецензиями. Петр Ильич реагирует остро, болезненно, он невероятно ранимый. И восторженные письма госпожи фон Мекк на него действуют спасительно.
Петр Ильич с благодарностью принял ее дружбу и ту материальную поддержку, которая наконец-то дала ему возможность покончить с преподаванием в консерватории, отбиравшим у него уйму драгоценного времени и сил, и целиком отдаться творчеству. "Вы тот человек, которого я люблю всеми силами, потому что не встречал в жизни еще ни одной души, которая была бы так, как Ваша, была мне близка, родственна, которая бы так чутко отзывалась на всякую мою мысль, всякое биение моего сердца", - писал Надежде Филаретовне Петр Ильич.
Чайковский сочиняет музыку. Фон Мекк занимается благотворительностью. Чайковский посвящает своей благодетельнице Четвертую симфонию, Траурный марш, Первую оркестровую сюиту. Эта переписка стала для каждого из них важна, как воздух! Писали обо всем – о погоде, о здоровье родных, о литературных новинках, о ближних и дальних поездках. Ну и, конечно, о музыке. И с каждым месяцем они становятся ближе друг другу.
«Только вечером нашел свободу, чтобы писать Вам, моя дорогая, добрейшая, несравненная! Когда случается в последнее время, что я подолгу не пишу Вам, не заключайте из этого, милый друг мой, что я меньше думаю о Вас, чем прежде. Знайте, что ни ошеломляющий успех, ни неудачи и горести, ни безумная суета городской жизни не могут заслонить для меня всегда присущую мне мысль о Вас и о Вашем благодетельном влиянии на всю жизнь мою».
С уверенностью можно сказать, что без Надежды фон Мекк не было бы того знаменитого и успешного композитора Петра Ильича Чайковского, каким его знает и любит весь мир.
Сайт детской школы искусств: dshi-vp.kir.muzkult.ru/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев