Фрунзе (Фрунзик, Мгер) Мушегович Мкртчян (1930–1993) — советский и армянский актёр театра и кино, театральный режиссёр, народный артист СССР (1984).
Фрунзик Мкртчян родился 4 июля 1930 года в Армении, в городе Ленинакан. Сейчас он называется Гюмри. На театральной площади города стоит памятник Мкртчяну: он сидит в закрытой позе, ссутулившись, на его лице застыло печальное выражение, а рядом – две театральные маски, комедия и трагедия. Монумент отсылает к афоризму Чарли Чаплина, которого Мкртячн очень любил и который, пожалуй, и привел его в кинематограф: «Жизнь крупным планом — трагедия, но издали она кажется комедией».
Родителями будущего актера были беженцами: еще детьми они бежали из Турции, где в 1915 году начался геноцид армян. Потеряв всех близких, они выросли в детдоме. Семья жила очень бедно. Отец Мушег работал табельщиком на местном текстильном заводе, мать Санам там же мыла посуду в столовой. Но родители Мкртчяна были гордыми людьми и не пасовали перед трудностями, чему учили и своих детей – кроме Фрунзика, в семье росли еще один сын и две дочери. При рождении в паспорте у Мкртчяна было записано имя «Фрунзе» (настоял отец, желая отдать дань уважения революционеру Михаилу Фрунзе), дома его звали Мгером, что в переводе с армянского значило «солнце», а Фрунзиком его ласково прозвали в народе, и позже поклонники даже подарили ему документы на это имя. Детство Мкртчяна сложно назвать безоблачным: у многодетной семьи часто не хватало денег даже на еду. К скромным зарплатам родителей прибавился алкоголизм отца. Пьяный глава семейства часто поколачивал детей, особенно сильно доставалось Фрунзику.
Мальчик мечтал пойти по стопам Чарли Чаплина, которого увидел однажды на экране кино и с тех пор не пропускал ни одного фильма с его участием. Отец же считал, что будущее сына – за рисованием. Фрунзик талантливо изображал любые пейзажи и делал точные шаржи на случайно увиденных людей. В 1943 году, когда Мкртчяну было 13, отца посадили за кражу пяти метров ткани с завода. Он 10 лет валил лес в лагерях под Нижним Тагилом. Фрунзику как старшему сыну пришлось взять на себя заботы о семье. Ему пришлось бросить школу и устроиться в кинотеатр помощником киномеханика. Он действительно каждый день с радостью бежал на работу в киноклуб, полагая, что нашел свое призвание. Начальник, видя рвение мальчика, отвел его в драматический кружок. Но дебют Фрунзика на сцене провалился. Подростку доверили всего одну фразу, но, когда он вышел к зрителям, зал начал покатываться со смеху – настолько Мкртчян казался им несуразным со своим огромным носом. Фрунзик сначала расстроился, но позже осознал, что у него есть особый дар, ведь он легко мог рассмешить любую публику.
В 1945 году Мкртчян начал заниматься при Ленинаканском театре им. Асканаза Мравяна. А уже спустя два года его зачислили в труппу этого театра.
По-настоящему успешным для Мкртчяна оказался 1966 год. Сначала он сыграл роль дяди Нины (Наталья Варлей) в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Его характерный герой мгновенно снискал народную любовь, а лента стала культовой для советских зрителей. Фразы шофёра Джабраила («В моем доме попрошу не выражаться», «Не путай свою личную шерсть с государственной» и пр.) сразу ушли в народ.
В этом же году Фрунзик появился еще в одном легендарном фильме – «Айболит-66» Ролана Быкова. Постановщик вспоминал, что впервые увидел актера в какой-то армянской короткометражке. Режиссер как раз искал кандидата на роль грустного пирата, слуги Бармалея. Комическая внешность Мкртчяна и его грустные глубокие глаза не оставили Быкова равнодушным, и он тут же приехал в Ереван познакомиться с артистом.
Роли сыпались одна за другой – в 1968 году актер сыграл в музыкальной комедии «Белый рояль», через 2 года снялся в исторической ленте «Взрыв после полуночи». Продолжал артист выходить и на театральную сцену. В 70-е годы из-за личных проблем, о которых чуть позже, Фрунзик почти не снимался. Исключение он сделал только в 1977 году для Данелии, когда тот позвал его на роль шофера Рубика Хачикяна в фильм «Мимино». Роль водителя Рубика Хачикяна, которого судьба случайно свела с несостоявшимся пилотом Валико, стала ключевой для всей фильмографии Мкртчяна.
Мкртчян импровизировал прямо на съемочной площадке, придумывал остроумные реплики на ходу и не подозревал, что многие из них станут народными, включая знаменитые «Я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся», «Я так думаю». Обе фразочки Фрунзик придумал и ввёл в сценарий сам.
После съемок у Данелии Фрунзик сыграл в фильме 1979 года «Приключения Али-бабы и сорока разбойников» и драме 1981 года «Перед закрытой дверью». Ему уже почти не доверяли заметные роли, и актер ограничивался эпизодическими появлениями на экране. Одно из последних случилось в 1983 году в мелодраме «Одиноким предоставляется общежитие», где главные роли сыграли Наталья Гундарева и Александр Михайлов. В 1984 году актер получил звание Народного артиста СССР и фактически пропал с экранов.
На экране и сцене театра Мкртчян выглядел веселым и успешным, тогда как в личной жизни артиста все было не так гладко. Он женился три раза, и ни один из этих браков не сделал его по-настоящему счастливым.
Первый раз Мкртчян женился на своей однокурснице Кнаре, однако супруги очень быстро развелись.
Свою вторую жену Донару Пилосян артист встретил в 50-е годы. Она была абитуриенткой Ленинаканского театрального вуза. Вскоре влюбленные поженились, вместе работали. В 1959 году родилась их дочь Нунэ, в 1972-м семья пополнилась сыном Вазгеном. Жизнь начала налаживаться, входить в спокойное русло, как вдруг пришла беда.
Мкртчян долго боролся с недугом жены, он возил ее к известным специалистам, но они только разводили руками от бессилия. Донара стала жутко ревнивой, ей постоянно казалось, что муж изменяет ей налево и направо, что он не гастролирует, а пытается бросить семью. Еще недавно счастливая семейная жизнь постепенно превращалась в ад. Из-за этих проблем карьера артиста почти не развивалась, пять лет он не снимался в кино, отказывался от выгодных проектов.
С каждым днем Донара чувствовала себя хуже и хуже. В итоге Фрунзик дал согласие на постоянное пребывание супруги в психиатрической клинике закрытого типа во Франции. Артист теперь сам воспитывал двоих детей. Подросшая дочь переехала в Аргентину, а вот с сыном все обстояло намного хуже. После обследования выяснилось, что он страдает таким же наследственным заболеванием, что и его мать. Лечение не дало никаких результатов. В итоге Вазгена поместили в ту же лечебницу, где находилась его мать. Периодически они встречались в коридоре больницы, но друг друга не узнавали.
Потом в личной жизни артиста появилась Тамара Оганесян, которая стала его третьей женой. Ее отцом был председатель Союза писателей Армении. Но и у этого брака оказался печальный конец. Супруги развелись, и Мкртчян начал серьезно прикладываться к бутылке. Он оставил кинематограф, потом ушел и из театра.
Неудачи в личной жизни и профессиональная невостребованность сильно подкосила Мкртчяна. Он злоупотреблял спиртным, находил в нем своеобразное утешение, и именно из-за этого так рано ушел из жизни. Фрунзик уже однажды пережил клиническую смерть, однако докторам удалось спасти прославленного артиста. Журналисты писали, что артист страдает алкогольной зависимостью, хотя все родные и близкие отрицают этот факт. Говорят, что он любил хорошее вино и табак.
Опекать младшего брата взялся Альберт. Именно он и поднял тревогу, когда в очередной раз не дозвонился до Фрунзика. Потом он вспомнил, что с телефона брата можно звонить, а вот на прием сигнала аппарат не работал. Но, все же предчувствуя что-то неладное, заторопился к Фрунзику, и опоздал. Брат был мертв.
Сердце артиста остановилось 29 декабря 1993 года, ему было всего 63. По официальной версии артист умер от инфаркта. Известие о смерти Мкртчяна вызвало настоящий шок. Поклонники не могли поверить в случившееся. Церемония прощания состоялась 31 декабря, и, несмотря на праздник, хоронить своего кумира пришли тысячи ереванцев. Местом его упокоения стал Пантеон гениев армянского духа в Ереване.
Дочь артиста не намного пережила своего звездного отца. Она скончалась в 1998-м от онкологии. Ее дочь Гаяне (Ирэн) Тертерян 1984 года, постоянно проживает в Аргентине. Сына Вазгена не стало в 2003 году, Донара умерла в 2011 году.
Память артиста увековечена в пяти монументах. Четыре из них представляют собой композиции из картин, в которых снимался Мкртчян, один – именной. В родном городе артиста – Гюмри действует музей, который носит его имя. В 2006-м вышла почтовая марка с изображением Фрунзика Мкртчяна.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев