Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к
Родине. Сказка –серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает
души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни
и фантастика будущего. Это духовные богатства народной культуры, познавая
которые ребенок познает сердцем родной народ. Это метод интеграции личности,
развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования
взаимодействия с окружающим миром.
В наше время существуют следующие проблемы:
1. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей
воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.
2. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше.
Сказкотерапия
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим
методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в
уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня
под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном
пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию
называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.
Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного
возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет
границ.
Задачи сказкотерапии:
1. Научиться тому, как учить;
2. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что
интересно, а не то, что необходимо;
3. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и
для кого хаос - это способ адаптации;
4. Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и
сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует
духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру
пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и
сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает
внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются
на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в
осознанные способности.
Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к
сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их.
Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс
противостояния злу и хаосу.
Сказкотерапия – это эклический метод развития личности: он объединяет
различные формы и приёмы развития, обучения в единую «сказочную» форму.
Формы работы со сказкой разнообразны как сама жизнь. Всё, что нас окружает,
может быть описано в сказочной форме. Каждый человек, специалист может
использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его
внутреннему строю и помогает использовать силу Волшебного Источника
творчества.
Пути использования сказкотерапии
Идея сказкотерапии в её общенародном понимании примерно такова:
терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой
предлагает и (или) внушает метафорическое решение этой проблемы. Но
сказка может быть использована и для того, чтобы:
1) предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы;
2) сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с
ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом
двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у
взрослого. Язык сказки их сближает;
3) сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не
выдаёт свои положения за что - то более серьёзное, чем символы,
метафоры и аналогии;
4) сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом
терапевте.
Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов
(формы поведения, режим функционирования душевных сил, похожие
на инстинкты, смысл и значение которых выражается в реальных образах
и действиях), первого впечатления;
5) сказка несёт свободу;
6) важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит
трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу
превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного.
Сказкотерапия как воспитательная система органичная внутренней
природе человека
В последнее время термин «Сказкотерапия» все чаще посещает
специальные издания. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это
лечение сказками, имеется в ввиду совместное с клиентом открытие тех
знаний, которые живут в душе и являются на данный момент
психотерапевтическими.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки
знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия – это процесс образования связи сказочными
событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс
переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия – это и процесс объективизации проблемных
ситуации.
Сказкотерапия – процесс активизации потенциала личности.
Сказкотерапия – процесс всестороннего образования и
воспитания.
Сказка – волшебство, а волшебство – это еще и превращение.
Волшебство происходит внутри, постепенно улучшая окружающий мир.
В этом смысле Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней
природы и мира вокруг.
Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной
обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части
личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а
главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны...
Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе.
Выделяют 4 этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни
один из выделяемых этапов не заканчивается, уступая место новому.
Поэтому каждый этап ознаменовал начало определенного процесса.
Сказкотерапия как средство развития самосознания
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия
средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент
развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке
существует давно. Однако только в последние годы возникла
сказкотерапия как самостоятельное направление практической
психологии.
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-образного и
наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что
вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.
Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его
воображение и научить критически воспринимать окружающее.
Важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом
саморазвития, является достижение им некоторого определенного
уровня развития самосознания, то есть уровня знания о своем Я,
отношение к своему Я и управление своим Я. Развитие самосознания
ребенка осуществляется через преодоление противоречия между
внешней регуляцией, системой требований, предъявляемых ему
взрослым (обучение, воспитание), и его собственной спонтанной
активностью. По мере взросления источник развития перемещается
внутрь личности, возникает противоречие между Я – действующим и Я
– отражённым, становящееся двигателем восхождения к Я –
творческому. Сказка является одним из сильных развивающих и
психотерапевтических средств - прежде всего за счёт своей
метафоричности.
Понимание и проживание через сказку содержания свойственного
внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и
обозначить собственные переживания и собственные психические
процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения
ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия
необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые
значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут
ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать
активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки,
оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике
жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень
человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки,
ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк
жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае
необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. И если с
ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания,
зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в
подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к
жизни, сформировать важнейшие ценности
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев